ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Н. В. Кудрявая ЛЕВ ТОЛСТОЙ И СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ...главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Л. Толстой Проблема полноценного психологического развития человека, понимание педагогом условий, способствующих или препятствующих этому.- стержневая в процессе формирования профессионального педагоги­ ческого сознания. Свое понимание полноценно функционирующего человека, челове­ ка духовного и нравственного, деятельностного и творческого, постоянно преодолевающего противоречивость своего бытия, существа конечно­ бесконечного, устремленного к смыслу и ценностям, духовно свободного и ответственного, умеющего устанавливать личную формулу общения с Богом, Толстой воплотил в религиозно-нравственном учении. Однако именно религиозные, по сути, духовные искания писателя и мыслителя продолжают восприниматься неоднозначно. Это сказывается на уровне научного осмысления его художественного и педагогического творчества, оценке вклада в развитие педагогической и психологической науки. Прецедент, который создал Толстой, одновременно обратившись к учению Христа и мировым религиям, с одной стороны, а с другой - выявивший недостаточность, а в ряде случаев - псевдонаучную на­ 158

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=