ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Например, для создания «Анны Карениной» требовались новые лите­ ратурные методы, которых не было в «Войне и мире». Самым главным в этом отношении является то, что в «Войне и мире» автор охватывает жизнь, так сказать, вширь, в «Анне Карениной» он исследует внутрен­ ний мир человека, как бы идя вглубь. С самых ранних лет писательской работы Толстой был выдающим­ ся психологом. В первом произведении, «Детство», автор ужу умел пользоваться целым рядом приемов для психологического анализа: внут­ ренний монолог, наблюдение извне внутреннего мира, догадка о ходе внутренней работы человека через внешние признаки, например выра­ жение лица, жесты, изменения голоса и т. п. К тому же от «Детства» до «Войны и мира» Толстой-психолог совершил большое развитие. При всем этом роман «Анна Каренина» поставил перед автором новые задачи в отношении психологизма. Здесь требовалось не только наблю­ дение или раскрытие внутреннего мира человека, но и открытие чего- либо абсолютного, самого глубинного пласта внутреннего мира человека. Толстой стремился найти его и восстановить на его основе нравственный миропорядок русских людей, который разрушался в послереформенной России. Когда Толстой принялся за «Анну Каренину», он был уже лучше всех других писателей вооружен для наблюдения и изображения реально­ го мира и анализа внутреннего мира человека. Но теперь задача автора другая - найти абсолютное, неизменное и вечное внутри человека. Это, может быть, дело не объективного наблюдения, а субъективного утверж­ дения. Может быть, писатель должен видеть то, что невозможно видеть. Здесь обычный реализм оказался бессильным. Нет сомнения, что «Анна Каренина» является вершиной реали­ стической литературы. В этом романе так же, как и в «Войне и мире», автор омнипотентный, он все видит и все знает. Он предстает полным уверенности и спокойствия, как Бог. Но на самом деле он непрерывно ощущает кризис своей реалистической поэтики. В настоящее время трудно сказать нечто определенное об этом вопросе. Могу сказать только следующее: один из ключей к разрешению этой проблемы таится в «Азбуке» и «Новой азбуке», над которыми Тол­ стой работал одновременно с написанием «Анны Карениной». Одна из главных задач для Толстого при создании «Азбук» - обращение к тому, что существует в самой глубине души крестьянских детей. Автор должен был обнаружить это и найти способ отражения самого коренного в крестьянских детях. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=