ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

это очень удачное применение метода «остранения». В данном случае девочка-наблюдательница, разумеется, не является самим автором, но в то же время она не совсем чужая для автора. Она, так сказать, второе «я» автора, которое послано автором на нужное место для наблюдения. Она присылает репортаж автору с места происшествия. Однако все точки зрения этих посланников в конечном счете со­ средоточиваются на одном авторе. 5. Основная точка зрения автора, которая более нейтральна, чем в предыдущих произведениях. Автор, до тех пор смотревший на дру­ гую сторону со своей позиции, теперь покидает свою собственную пози­ цию и отходит назад или выходит из своего мира, чтобы можно было видеть другую сторону. Многие критики и литературоведы полагают, что точка зрения Толстого является эпической, или омнипотентной, и они часто сопостав­ ляют его монофоничность с полифоничностью Достоевского. Не буду возражать против их взглядов. Во всяком случае, у Толстого нет такой полифонии, которая существует в произведениях Достоевского. Однако нельзя однобоко определять и характер позиции Толстого, утверждая, что будто у него в произведениях господствует единственная точка зре­ ния, которой он придерживался на всем протяжении шестидесятилет­ ней творческой деятельности. Такой единой точки зрения у Толстого нет. Если даже ограничиться рамками «Войны и мира», то можно увидеть все многообразие художественного видения писателя. Комплексность точек зрения в «Войне и мире», разумеется, обра­ зовалась в результате эволюции поэтики писателя. Однако между' по­ следним произведением первого периода творческой деятельности Толстого, «Казаками», и «Войной и миром» есть огромное расстояние в отношении поэтики. «Казаки», бесспорно, хорошее произведение, но нельзя сравнить эту повесть с «Войной и миром». «Война и мир», как сам автор сказал, необыкновенное произведение, какого не было в миро­ вой литературе. «Казаки» же просто одно из многих хороших произве­ дений. Чтобы дойти от «Казаков» до «Войны и мира», автор должен был сделать большой скачок, который немыслим был бы без эволю­ ции поэтики. На мой взгляд, пружиной для этого скачка послужила педагогическая деятельность писателя. Вслед за «Войной и миром» через несколько лет JI. Н. Толстой приступает к написанию «Анны Карениной». Бесспорно, что эти два крупнейших произведения принадлежат к одному периоду литератур­ ного творчества Толстого и друг с другом тесно связаны. Однако во мно­ гих отношениях они имеют разную художественную направленность. 155

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=