ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Педагогическая деятельность Толстого в эти годы достигла боль­ ших результатов. Она дала многое крестьянским детям. Благодаря обучению в школе и общению лично с Толстым крестьянские дети узнали, что они тоже полноценные люди. Но все же его педагогическая деятельность прервалась на полпути. Осталось много недосказанного и незавершенного. Работа над крестьянскими рассказами не принесла почти никаких ощутимых результатов, за исключением повести «Поликушка». Оказа­ лось, что перейти на чужую точку зрения не так просто. Нетрудно со­ здать рассказчика-крестьянина и повести изложение не от автора, а от какого-либо вымышленного лица из крестьянской среды, но со­ здать истинно чужую точку зрения в произведениях не так-то просто. Все же эта попытка писателя не прошла без следа: она послужила ему стимулом создать другие, более плодотворные, творческие методы в «Войне и мире». Непосредственно после педагогической деятельности и неудачи крестьянских рассказов Толстой приступил к написанию романа «Война и мир», который и по масштабу и разнообразию, и по структу­ ре и композиции явил собою новое произведение. Точка зрения автора в этом романе совершенно другая, чем та, которая применялась в преды­ дущих произведениях. Учитывая неудачный опыт перехода на чужую точку зрения в крес­ тьянских рассказах, Толстой создал в «Войне и мире» более сложный вариант, вернее, целый комплекс точек зрения. Суть их в следующем. 1. Точка зрения из центра своего мира, которая применялась в автобиографической трилогии. 2. Точка зрения со своей стороны на другую сторону - точка зрения, которая применялась в военных рассказах и других произведе­ ниях более или менее объективного характера (например, в рассказе «Три смерти»). 3. Сочетание вышеуказанных двух точек зрения, используемое в «Казаках». 4. Точка зрения мнимого чужого сознания. Самый яркий пример этого рода точки зрения - это реакция маленькой девочки, которая по­ является в штабе Кутузова после Бородинской битвы. Маленькая девочка не понимает, что от этого заседания зависит судьба государства и наро­ да. Для нее это собрание каких-то дедушек и дядек, одни из которых доб­ рые, другие - злые, между ними идет какой-то спор. Все, что наблюдается с этой необычной точки зрения, перевертывается изнанкой вверх и рас­ крывает свою скрытую сущность. Если употребить термин формалистов, 154

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=