ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Среди этих произведений так называемые крестьянские расска­ зы «Тихон и Маланья», «Идиллия» и др. занимают весьма особое место и тем самым вызывают у нас особый интерес. В конце 1855 г. Толстой вернулся на родину из Севастополя. Четы­ ре с половиной года тому назад он уехал из России на Кавказ, словно беглец, а теперь он был известным писателем и героем патриотичес­ ких битв в Севастополе. К тому же он нашел на войне великий рус­ ский народ. Теперь он не только чувствовал в себе уверенность, но и видел в русском народе свою духовную опору. Вернувшись на Ро­ дину, Толстой застал ее накануне великой реформы. Он решил, опе­ режая время, совершить освобождение крестьян в своем имении. Принимаясь за это дело, он был уверен, что теперь не потерпит неуда­ чи, так как он на войне наблюдал, изучал русский народ и узнал его подлинный характер. Однако надежда Толстого оказалась напрасной. Его попытка осво­ бождения своих крепостных крестьян закончилась неудачей более позорной, чем та, которую он пережил десять лет назад. Крестьяне от­ носились к нему с таким же недоверием, как десять лет назад. Исчез ве­ ликий русский народ, который восхищ ал Толстого на войне, и перед ним опять стоял загадочный русский мужик. Неудачная попытка с крестьянской реформой в его имении застави­ ла Толстого еще раз признать, что между ним и крестьянами, то есть между представителями противостоящих друг другу классов, существу­ ет непреодолимый барьер и ощущение разногласий. На этот раз было гораздо серьезнее, чем десять лет назад, когда он был совершенно молодым и неопытным человеком. Тогда он был молод, ничего не знал о русском народе и вообще о жизни, теперь же он не только наблюдал, изучал русский народ и делился с ним радостью и горем на войне, но и написал произведения о русских солдатах, то есть крестьянах в сол­ датских шинелях. После этой неудачи у Толстого началось искание нового пути к преодолению кризиса, возникло желание создать новую картину жизни, которая должна совпадать с реалиями крестьянской жизни. С другой стороны, он стал искать способ преодоления барьера в педаго­ гической деятельности, и он открыл в своем имении школу для кре­ стьянских детей. Эти искания свидетельствуют, что теперь Толстой пытался не только сблизиться с крестьянами, но и войти в их среду и слиться с ними. Таким образом, работа над крестьянскими рассказами и работа в школе для крестьянских детей были соединены единым стремлением. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=