ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Среди этих произведений так называемые крестьянские расска зы «Тихон и Маланья», «Идиллия» и др. занимают весьма особое место и тем самым вызывают у нас особый интерес. В конце 1855 г. Толстой вернулся на родину из Севастополя. Четы ре с половиной года тому назад он уехал из России на Кавказ, словно беглец, а теперь он был известным писателем и героем патриотичес ких битв в Севастополе. К тому же он нашел на войне великий рус ский народ. Теперь он не только чувствовал в себе уверенность, но и видел в русском народе свою духовную опору. Вернувшись на Ро дину, Толстой застал ее накануне великой реформы. Он решил, опе режая время, совершить освобождение крестьян в своем имении. Принимаясь за это дело, он был уверен, что теперь не потерпит неуда чи, так как он на войне наблюдал, изучал русский народ и узнал его подлинный характер. Однако надежда Толстого оказалась напрасной. Его попытка осво бождения своих крепостных крестьян закончилась неудачей более позорной, чем та, которую он пережил десять лет назад. Крестьяне от носились к нему с таким же недоверием, как десять лет назад. Исчез ве ликий русский народ, который восхищ ал Толстого на войне, и перед ним опять стоял загадочный русский мужик. Неудачная попытка с крестьянской реформой в его имении застави ла Толстого еще раз признать, что между ним и крестьянами, то есть между представителями противостоящих друг другу классов, существу ет непреодолимый барьер и ощущение разногласий. На этот раз было гораздо серьезнее, чем десять лет назад, когда он был совершенно молодым и неопытным человеком. Тогда он был молод, ничего не знал о русском народе и вообще о жизни, теперь же он не только наблюдал, изучал русский народ и делился с ним радостью и горем на войне, но и написал произведения о русских солдатах, то есть крестьянах в сол датских шинелях. После этой неудачи у Толстого началось искание нового пути к преодолению кризиса, возникло желание создать новую картину жизни, которая должна совпадать с реалиями крестьянской жизни. С другой стороны, он стал искать способ преодоления барьера в педаго гической деятельности, и он открыл в своем имении школу для кре стьянских детей. Эти искания свидетельствуют, что теперь Толстой пытался не только сблизиться с крестьянами, но и войти в их среду и слиться с ними. Таким образом, работа над крестьянскими рассказами и работа в школе для крестьянских детей были соединены единым стремлением. 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=