ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

«Я считаю началом отрочества тот момент, когда я узнал, что есть дру­ гой мир и есть люди, которые не интересуются нами». Толстой, как видим, сознательно поставил перед собой этот вопрос в «Отрочестве», то есть в 1852 г. на Кавказе. Здесь для нас важно то, что как раз в это время Толстой заново нашел русский народ. Немного подробнее объясним это. В конце 40-х годов, как я уже отметил, молодой Толстой потер­ пел неудачу в попытке сближения с народом и пережил глубокое разо­ чарование как в себе, так и в крестьянах. С этим разочарованием он приехал на Кавказ в 1851 г.и здесь, а потом в Крыму, то есть в ожесто­ ченных сражениях в Чечне и Севастополе, Толстой увидел крестьян в совершенно другом виде - такими, как у себя в Ясной Поляне. На войне русские солдаты, то есть крестьяне в солдатских шинелях, проявляли много замечательных духовных качеств: смелость, моральное благород­ ство, дух самопожертвования, любовь к своим близким и т. п. Это было для Толстого важное и неожиданное «открытие». Мир, ранее Толстому непонятный, чужой и почти враждебный, приобрел совершенно другой, новый смысл. Иной мир, который до тех пор был источником страданий для него, теперь встал перед ним как мир, равноценный с его собственным. Теперь нужно было смотреть в лицо этому миру и разбирать его. Когда писатель завершил свое пер­ вое произведение, «Детство», ему предстояло продолжать линию этого произведения, то есть продолжать повесть о «Четырех этапах развития», в которой автор должен был разрешить для себя вопрос: «Кто такой я?». И он в поисках ответа на этот вопрос создал «Отрочество» и «Юность». Однако кроме этих произведений ему пришлось писать произведения другого характера, в которых вопрос стоял иначе: не «Кто такой я?», а «Кто такой ты?». В результате этого был написан ряд так называемых военных рассказов: «Набег», «Рубка леса», «Как умирает русский сол­ дат», севастопольская трилогия. В этих произведениях настоящим ге­ роем был простой народ. Две вышеуказанные линии шли параллельно в творчестве Толсто­ го в течение почти десяти лет, дополняя друг друга, но не переплетаясь и не соединяясь в одно целое. (Это две линии слились впервые в повести «Казаки», последнем произведении первого периода его творчества). Во всех же произведениях первого периода точка зрения автора сохраня­ лась без существенного изменения. Не было большой разницы между произ- ведениями автобиографического характера и произведениями более или менее объективного содержания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=