ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
азбуку». Это было в 1874 г. А на следующий год была опубликована первая часть «Анны Карениной». Этот совершенно небольшой отрывок хронологической канвы недвусмысленно свидетельствует, что роман «Война и мир» написан в период между работой Толстого в яснополянской школе и изданием двух «Азбук», «Анна Каренина» же готовилась одновременно с состав лением «Новой азбуки» и была написана без всякого интервала после ее издания. Одним словом, у Толстого педагогическая и литератур ная деятельности образуют одну целую цепь, и литературная работа входит в результат педагогической, а педагогическая - в результат лите ратурной деятельности. Хронологическая канва может показать только временную, внеш нюю связь литературы и педагогики Толстого, но две деятельности, разумеется, соединены не только внешней связью, а являются прояв лением двух сторон, в конечном счете, целостной деятельности Толсто го. Чтобы доказать это, мне придется обратиться к почти неизвестным произведениям Толстого. В годы работы в яснополянской школе и издания педагогического журнала «Ясная Поляна» Толстой писал несколько рассказов, объединен ных общей тематикой: «Поликушку», «Тихона и Маланью», «Идиллию» несколько других художественных отрывков. Кроме «Поликушки», все эти рассказы не завершены до конца, не известны широкой публике и в художественном отношении не совсем современны. Однако они как один этап развития литературного творчества писателя имеют немалое значение. Все эти произведения явно отличаются от всех предыдущих про изведений тем, что автор в них смотрит на все не с точки зрения «я-авто- ра». Иначе говоря, в этих рассказах автор старается смотреть не все не своими, а чужими глазами, именно глазами крестьян. Появление такой точки зрения у Толстого как писателя хронологически пол ностью совпадает со временем, когда он как учитель стал работать для крестьянских детей. Еще до создания этого разряда произведений вопрос о чужом мире и чужих для него людях, разумеется, был один из серьезных вопро сов. Когда ему было 18 лет, он пытался заниматься управлением своим имением и как-нибудь смягчить положение крестьян, но его по пытка очень скоро потерпела неудачу. Его переживания в эти годы в значительной степени отражаются в рассказе «Утро помещика». Вопрос о чужом мире волновал Толстого с детских лет. В одном рассказе из автобиографической трилогии, «Отрочество», Толстой пишет:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=