ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Все сказанное выше помогает нам понять, что Лев Толстой в нашей жизни и педагогике сегодня - это не только и не столько широко распростра­ ненные сегодня идеи свободного воспитания, то бишь обучения и творчес­ кого самостановления. Все это является лишь частью, и не всегда самой существенной, его философско-жизненных и педагогических воззрений. Лев Толстой сегодня значим для нас в абсолютном смысле своей педагогики жизни. Этот абсолют можно выразить в следующих истинах: а) высшее предназначение воспитания состоит в способствовании становлению нравственно-божественно свободной, независимой, суве­ ренной, волевой, критически мыслящей, противостоящей насильствен­ ному конформизму личности; б) воспитание божественно-человеческой души, любящей, испол­ няющей в любви свой долг, сострадающей, духовно-убежденной и силь­ но-волевой, протестующей и активно борющейся средствами духа и ненасилия со всем злом, несправедливостью мира сего; в) воспитание воли, способствующей самосовершенствованию, ук­ реплению любви-долга, преодолению грехов в себе и ближних, упо­ доблению детям в их искренности и непорочности. Все это из вышесказанного о подлинной, глубинной, божественно­ человеческой жизненной педагогики Льва Толстого и есть то, что сегодня и всегда абсолютно необходимо для подлинной личности человека, для его внутреннего и внешнего духовно-волевого самостояния, для про­ тивостояния злу, для самоутверждения, самоотвержения в борьбе за глав­ ную цель и смысл в жизни - за достижение и утверждение уже на земле Царства Божия, то есть упрочение в каждом человеке душевного самосо­ знания и самостояния, любви и твердости духа, социальной справед­ ливости и духовного единения с Богом. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=