ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

и творческого самоправления детской личности; в конце концов, впо­ следствии он признал необходимость воспитания в духе своего религи­ озного учения; он занимался педагогическими изысканиями в школе, но не считал нужным обобщить свой главный педагогический опыт, опыт собственной жизненной педагогики. Суть подлинно внутренней, глубинной, ментально-российской педа­ гогики Льва Толстого, составляющей главную, подводную часть айсберга его гигантской педагогической мысли, заключается не в его свободной школьной обучающей методике, с положениями которой можно спо­ рить, соглашаться или не принимать их. Она заключается в педаго­ гике всей его жизни; во внутреннем состоянии его духотворящей, работящей и духоборческой души; в его религиозных убеждениях, нравственности, ответственности за все живое на Земле; в художествен­ но-эстетическом видении мира. Лев Толстой - мыслитель-космист. Поэтому подлинная суть его педагогики состоит в том, чтобы раскрыть и познать божественно-чело­ веческую сущность людей, указать им пути самосовершенствования в нравственно-физическом доростании до Бога, в обретении внутрен­ ней нравственной свободы, приверженности правде, совести, ответствен­ ности, твердости духа и воли. Лев Толстой, как воспитатель людей, не интеллигентский хлюпик, а протестант, несгибаемый духовный бо­ рец с насилием и мерзостями жизни средствами ненасилия. Он одинок и, как всякий гений, нравственно индивидуалистичен в душе, но он бес­ конечно обществен, органично и неразрывно связан со всеми страждущими и бедствующими существами на этой Земле. Он говорил: «Не в силе Бог. а в правде». Его душа, традиционно для российских писателей, была по­ стоянно уязвлена человеческими страданиями. Он правдолюбец, иска­ тель истины-Бога и потому являл собой несокрушимую духовную силу. В этом он видел абсолютное, подлинное человеческое начало в человеке, ведущее его к Царству Божию уже на Земле. Не через политиканст­ вующую официальную церковь, а через духовно возрастающую усилия­ ми самосовершенствования душу соединяется человек с Богом на Земле и на Небесах. Царство Божие на Земле - это и есть мир духовно усовершенст­ вованных, подлинно человеческих, предначертанных Богом отношений, до­ стигаемых через любовь как священный долг перед Богом. Эти отношения реализуются в любви к ближнему и врагам, в противлении злу ненасилием- духом, в уподоблении детям с их прямотой, искренностью, непосредствен­ ностью, ибо, как сказано в Евангелии, их есть Царство Божие. Именно эта педагогика жизни Льва Толстого не относительна, не только конкретно-исторична, но абсолютна по отношению к любым 146

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=