ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

ных учреждениях, наряду с разрушительными материальными и мо­ ральными процессами, особенно в сельской школе, они стали насаждать новые по форме и практически не меняющиеся по существу, по сравне­ нию с обычной средней общеобразовательной школой, лицеи, гимназии, колледжей, негосударственные школы и т. п. Что же касается собственно педагогики, то ее, заменив западной философией образования, практи­ чески закрыли в главных её разделах. Прежде всего свели на нет как науку о воспитании. По их мнению, школа должна заниматься только об­ разованием и свободным обучающим сотрудничеством с ребенком, а воспитанием - семья и церковь. К этому времени следует отнести й возрастающее внимание к педа­ гогической деятельности Л. Н. Толстого, В научных трудах, статьях, вы­ ступлениях особенно подчеркивалась его приверженность к идеям Ж.-Ж. Руссо: отрицание воспитания как насилия; совершенство детской природы; негативное отношение к школьной формалистике и регламен­ тации; свобода самостановления детской личности; творчество как веду­ щая форма обучающей деятельности. Однако, признавая очевидную ценность этих идей, особенно в конкретно-исторических условиях за- формализированной и в основном, несмотря на её разновидности, ого­ сударствленной российской школы, нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что в истории как российской, так и советской педаго­ гики никогда не говорилось о том, что собственно педагогическая дея­ тельность Л. Н. Толстого, его работа по созданию учебников и устройству школы есть лишь верхняя, внешняя часть айсберга его подлинной, глу­ бинной педагогики жизни. Широко известное педагогическое увлечение Л. Н, Толстого есть спонтанное проявление бесконечно богатой твор­ ческой энергетики гения. Несмотря на общее скептическое отношение к западной, особенно немецкой, педагогике, это увлечение имеет в ка­ честве истоков философско-педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо. Однако Ж.-Ж. Руссо не педагог в собственном значении этого слова. Он философ- мечтатель, фантазер-преобразователь, творец желанных человеческому сердцу, но иллюзорных, призрачных идей обустройства социально-спра- ведливой общественной жизни. Он дорог человечеству как любимое, наделенное причудами дитя, сотворившее несбыточную, но такую же­ ланную и привлекательную мечту. И потому он духовно бессмертен. Но не таков Лев Толстой, и его духовное бессмертие в другом. Л. Н. Толстой, как истинный гений, непоследователен и противоречив. Он не принял западной педагогики, но увлекся идеями Ж.-Ж. Руссо; он отверг воспитание как насилие и, если говорить строго научно, создал не теорию свободного воспитания, а лишь теорию свободного обучения 145

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=