ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
ных учреждениях, наряду с разрушительными материальными и мо ральными процессами, особенно в сельской школе, они стали насаждать новые по форме и практически не меняющиеся по существу, по сравне нию с обычной средней общеобразовательной школой, лицеи, гимназии, колледжей, негосударственные школы и т. п. Что же касается собственно педагогики, то ее, заменив западной философией образования, практи чески закрыли в главных её разделах. Прежде всего свели на нет как науку о воспитании. По их мнению, школа должна заниматься только об разованием и свободным обучающим сотрудничеством с ребенком, а воспитанием - семья и церковь. К этому времени следует отнести й возрастающее внимание к педа гогической деятельности Л. Н. Толстого, В научных трудах, статьях, вы ступлениях особенно подчеркивалась его приверженность к идеям Ж.-Ж. Руссо: отрицание воспитания как насилия; совершенство детской природы; негативное отношение к школьной формалистике и регламен тации; свобода самостановления детской личности; творчество как веду щая форма обучающей деятельности. Однако, признавая очевидную ценность этих идей, особенно в конкретно-исторических условиях за- формализированной и в основном, несмотря на её разновидности, ого сударствленной российской школы, нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что в истории как российской, так и советской педаго гики никогда не говорилось о том, что собственно педагогическая дея тельность Л. Н. Толстого, его работа по созданию учебников и устройству школы есть лишь верхняя, внешняя часть айсберга его подлинной, глу бинной педагогики жизни. Широко известное педагогическое увлечение Л. Н, Толстого есть спонтанное проявление бесконечно богатой твор ческой энергетики гения. Несмотря на общее скептическое отношение к западной, особенно немецкой, педагогике, это увлечение имеет в ка честве истоков философско-педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо. Однако Ж.-Ж. Руссо не педагог в собственном значении этого слова. Он философ- мечтатель, фантазер-преобразователь, творец желанных человеческому сердцу, но иллюзорных, призрачных идей обустройства социально-спра- ведливой общественной жизни. Он дорог человечеству как любимое, наделенное причудами дитя, сотворившее несбыточную, но такую же ланную и привлекательную мечту. И потому он духовно бессмертен. Но не таков Лев Толстой, и его духовное бессмертие в другом. Л. Н. Толстой, как истинный гений, непоследователен и противоречив. Он не принял западной педагогики, но увлекся идеями Ж.-Ж. Руссо; он отверг воспитание как насилие и, если говорить строго научно, создал не теорию свободного воспитания, а лишь теорию свободного обучения 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=