ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
перед Богом, обществом и собой; любовь к Родине и людям; непримири мость духа по отношению к мерзостям нашей жизни; предприимчивость и волевое стремление утвердиться в благодеяниях. Именно они, прео долевая хаос, кризис общественной жизни, пролагают для России доро гу к Храму в третьем тысячелетии от Рождества Христова. Все сказанное отражает реалии современного российского бытия и обусловливает тот непреложный факт, что наряду с общим экономи ческим, социальным, политическим, культурным, индивидуально-лич ностным психологическим кризисом в России обозначился, обустроился и со всей очевидностью проявился кризис воспитательно-педагогический. Он обусловлен тем, что педагогика, как общественная наука, раскрываю щая вечные законы воспитания и становления личности, одновременно является наукой конкретно исторической, базирующейся на существую щей системе общественных отношений и форм общественного созна ния. Слом существовавшего более 70 лет советского общественного строя и устоявшейся материалистической моноидеологии повлек за собой ог ромные разрушительные последствия в педагогике. Они проявились в не обходимости пересмотра на более широкой научно-философской основе взглядов на человека, его биосоциальную сущность и индивидуально-об щественные проявления; в неизбежности создания новой концепции це лей воспитания и воспитательных ценностей в переходный период от командно-административной к демократически правовой системе; в предопределенности, диктуемой новой идеологией, пересмотра содер жания образования, особенно предметов гуманитарного цикла. Общий кризис, идеологическая слабость и неопределенность новой государст венности породили чудовищные явления распадающейся и разлагающей ся общественной психосферы, поглотившие практически все бывшие прежде социально-воспитательно-позитивные влияния на подрастающее поколение. Это - различные формы национализма и сепаратизма, сек тантского фанатизма, животного эгоизма и криминала, а также пропа ганда ничтожности человека, сексуального распутства, лжи, лицемерия и обмана, культа насилия и беспощадной власти. В этих условиях российская педагогическая мысль и школа были поставлены перед судьбоносным выбором: или переносить образцы западной образовательной философии и систему образования на рос сийскую почву, или искать собственный, ментальный путь развития пе дагогической мысли и школы. Власть придержащие в российском образовании в начале 90-х годов после установления предпосылок к буржуазно-демократическому правлению в стране избрали первый путь. В школьном деле наряду с социальным расслоением в образователь 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=