ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

перед Богом, обществом и собой; любовь к Родине и людям; непримири­ мость духа по отношению к мерзостям нашей жизни; предприимчивость и волевое стремление утвердиться в благодеяниях. Именно они, прео­ долевая хаос, кризис общественной жизни, пролагают для России доро­ гу к Храму в третьем тысячелетии от Рождества Христова. Все сказанное отражает реалии современного российского бытия и обусловливает тот непреложный факт, что наряду с общим экономи­ ческим, социальным, политическим, культурным, индивидуально-лич­ ностным психологическим кризисом в России обозначился, обустроился и со всей очевидностью проявился кризис воспитательно-педагогический. Он обусловлен тем, что педагогика, как общественная наука, раскрываю­ щая вечные законы воспитания и становления личности, одновременно является наукой конкретно исторической, базирующейся на существую­ щей системе общественных отношений и форм общественного созна­ ния. Слом существовавшего более 70 лет советского общественного строя и устоявшейся материалистической моноидеологии повлек за собой ог­ ромные разрушительные последствия в педагогике. Они проявились в не­ обходимости пересмотра на более широкой научно-философской основе взглядов на человека, его биосоциальную сущность и индивидуально-об­ щественные проявления; в неизбежности создания новой концепции це­ лей воспитания и воспитательных ценностей в переходный период от командно-административной к демократически правовой системе; в предопределенности, диктуемой новой идеологией, пересмотра содер­ жания образования, особенно предметов гуманитарного цикла. Общий кризис, идеологическая слабость и неопределенность новой государст­ венности породили чудовищные явления распадающейся и разлагающей­ ся общественной психосферы, поглотившие практически все бывшие прежде социально-воспитательно-позитивные влияния на подрастающее поколение. Это - различные формы национализма и сепаратизма, сек­ тантского фанатизма, животного эгоизма и криминала, а также пропа­ ганда ничтожности человека, сексуального распутства, лжи, лицемерия и обмана, культа насилия и беспощадной власти. В этих условиях российская педагогическая мысль и школа были поставлены перед судьбоносным выбором: или переносить образцы западной образовательной философии и систему образования на рос­ сийскую почву, или искать собственный, ментальный путь развития пе­ дагогической мысли и школы. Власть придержащие в российском образовании в начале 90-х годов после установления предпосылок к буржуазно-демократическому правлению в стране избрали первый путь. В школьном деле наряду с социальным расслоением в образователь­ 144

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=