ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

жизни. Кутузов, напротив, не собирается направлять исторические со­ бытия, он только помогает их формированию и присоединиться к ним. По Толстому, ни один человек не в силах повернуть ход истории по своей личной воле. Лишь обстоятельства приводят к победе или поражению» [12]. Итак, Хоанг By Дык Ван, как видим, считает, что основой мыслей толстовской эпопеи является не «мысль народная», а вопрос о роли личности в истории. Поэтому в заключении своей работы он пишет: «Не предлагает ли нам Толстой в «Войне и мире» забыть о своем харак­ тере и природных дарованиях? Не убеждает ли он нас принять все, что нам дается, потому что все ранее предопределено?» [13]. В предисловии к переводу «Воскресения», выпущенного издатель­ ством «Нанос» (Сайгон, 1973 г.), мы также находим непривычный подход к сюжету данного романа Толстого. Известно, что содержание «Воскресения», по общему представлению, заключает в себя два вопроса: во-первых, «беспощадная критика капиталистической эксплуа­ тации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и го­ сударственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства, завоеваниями цивилизации и ростом нище­ ты, одичалости и мучений рабочих масс» [14]; во-вторых, проблема не только возрождения народа, проблема коренного изменения его жизни, жизни всего общество [15]. Между тем издательство «Нанос» считает, что содержанием романа «Воскресение» являются «испыта­ ние представления о просвещении сельскохозяйственного общества, безрезультатный торг между помещиками и крестьянами, тоска чело­ века, который бессознательно занимается политикой, торг между че­ ловеком и Богом» [16]. Сложность состоит еще в том, что некоторые южновьетнамские писатели по-иному толкуют многие идеи Толстого, и с ними бывает трудно согласиться. Например, проблема смерти действительно занима­ ет важное место в творчестве Толстого, но, описывая смерть в своих произведениях, он смотрит на нее с позиции высокой духовности, пыта­ ясь при этом ответить на один из самых важных вопросов человечества: как надо жить? Смерть для Толстого - это объект художественного твор­ чества, а также философская категория. Толстому необходимо было по­ ставить героя в положение умирающего, чтобы сделать его человеком. Здесь точка зрения «человека естественного, неискусственного» помога­ ла писателю глубже заглянуть в тайники души обреченного на смерть. Между тем Чанг Тхьен в статье «Одна из тем Толстого - смерть» иначе трактует мысль писателя. Он утверждает: «Толстой силен и жизнеспособен. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=