ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

методологических концепций современного западного литературо­ ведения, как «новая критика», феноменализм, натурализм, экзистенциа­ лизм и т. д. Например, говоря о противоречиях Толстого, Нгуен Хьен Ле не считает, что противоречия во взглядах писателя явились «отражением тех, в высшей степени сложных, противоречивых условий, социальных влияний, исторических традиций, которые определяли психологию раз­ личных классов и различных слоев русского общества, в пореформенную, но дореволюционную эпоху», как писал В. И. Ленин. Напротив, Нгуен Хьен Ле считает, что противоречивость взглядов Толстого - результат сложности его личности. Он пишет: «Прежде всего, Толстой ненавидит именно себя. Его душа светла, а натура - нечиста. Они всегда находятся а противоречии друг к другу, причем чем дальше, тем эти противоре­ чия сильнее. Это заставляет его на протяжении всей жизни находиться в бесконечном борении» [10]. Как мы видим, по мнению Нгуен Хьен Ле, источник противоречивости Толстого - двойственность его натуры, а это ведет к целому ряду противоречий: Толстой всю жизнь занимался само­ анализом, но в то же время отличался скрытностью; он ненавидел войну, но добровольно участвовал в военных действиях; его супружеская жизнь началась раем, а кончилась адом; он стремился отказаться от собствен­ ности и жить своим трудом, но не смог стать настоящим крестьянином; создал свое учение, но не жил по его законам. В конце жизни ему при­ шлось спасаться бегством, чтобы освободиться от этих противоречий, но бежал он к смерти. Оценивая мировое значение Толстого, Нгуен Хьен Ле писал: «Тол­ стой умер. Он был искренним во всем - искренен в исповеди, искренен в желании спасти человечество,- за что его и назвали Вторым после Совершенного» [11]. Анализируя проблематику романа «Война и мир», Хоанг By Дык Ван иначе подходит к вопросу, чем северо-вьетнамские ученые. «В войне и мире»,- пишет он,- Толстой отрицает материалистическое толкование исторических событий и доказывает, что развитие человека зависит от внутренней эволюции, происходящей в нем. В период пре­ дельного напряжения в стране Толстой бросает своих героев в гущу народа и в то же время показывает, какую важную роль в их жизни играет семья, любовь.,. Он жалеет тех, кто слишком много думает о себе <...> Основная проблема романа - Наполеон и Кутузов. Наполеон одер­ жим иллюзией, он думает, что играет важную роль в жизни человечест­ ва. Толстой отрицательно относится к Наполеону не только потому, что он завоевал Россию, но потому, что Наполеон, по его мнению, явля­ ется воплощением ложного понимания истории и вообще человеческой 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=