ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Хотя каждое из этих исследований в разной мере постигает глу бину толстовских проблем (в работе Хоанг Суан Ни изучение Толстого развертывается на 180 страницах текста; в пособии Нгуен Хай Ха - на 60 стр., в монографии Нгуен Чыонг Лика - 420 стр.), но, будучи учеб ным материалом для студентов филологических факультетов, они пре следуют одну цель: познакомить студентов в общих чертах с основными проблемами жизни и творчества Толстого. Все эти работы имеют одина ковую структуру по следующему образцу: 1) краткие сведения о жизненном и творческом пути Толстого; 2) ознакомление с первона чальным периодом творчества Толстого (автобиографическая трило гия «Детство», «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы»); 3) анализ романов Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Вос кресение»; 4) значение творчества Толстого в свете ленинской тео рии отражения. В сравнении с имеющимися в России исследованиями о Толстом работы вьетнамских литературоведов не делают открытий в этой об ласти, но они важны тем, что в них впервые во Вьетнаме творчество писателя анализируется в определенной системе, рассматривается в связи с мировоззрением писателя и в процессе исторического разви тия русской литературы. А сам Толстой определяется не только как один из величайших писателей, но и как сложнейшее явление мировой литературы. Эти работы до сих пор являюся важнейшими учебными пособиями для студентов-филологов и считаются необходимым мате риалом для всех интересующихся русской литературой во Вьетнаме. Следует отметить, что при изучении творчества Толстого авторы данных работ опирались на ленинские статьи о писателе, которые явля лись методологической основой их анализа. Поэтому их толкования не только похожи друг на друга, но и отражают то примитивное и безлич ное понимание Толстого, которое было присуще и многим советским работам.Все они повторяют слова Ленина о противоречиях в мировоззре нии и творчестве Толстого, об отражении противоречий эпохи в тол стовских произведениях, об утопичности его учения, о своеобразии толстовского реализма, о том, что он является «зеркалом русской рево люции» и, безусловно, отрицают те взгляды великого писателя, кото рые не совпадают с ленинской позицией. Авторы так часто и много цитируют Ленина, что создается впечатление, будто изучать творчество Толстого можно не столько на основании его собственных произведе ний, сколько с помощью ленинских статей. Разумеется, статьи Ленина о Толстом имеют определенное методо логическое значение при подходе к литературоведению с точки зрения 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=