ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Хотя каждое из этих исследований в разной мере постигает глу­ бину толстовских проблем (в работе Хоанг Суан Ни изучение Толстого развертывается на 180 страницах текста; в пособии Нгуен Хай Ха - на 60 стр., в монографии Нгуен Чыонг Лика - 420 стр.), но, будучи учеб­ ным материалом для студентов филологических факультетов, они пре­ следуют одну цель: познакомить студентов в общих чертах с основными проблемами жизни и творчества Толстого. Все эти работы имеют одина­ ковую структуру по следующему образцу: 1) краткие сведения о жизненном и творческом пути Толстого; 2) ознакомление с первона­ чальным периодом творчества Толстого (автобиографическая трило­ гия «Детство», «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы»); 3) анализ романов Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Вос­ кресение»; 4) значение творчества Толстого в свете ленинской тео­ рии отражения. В сравнении с имеющимися в России исследованиями о Толстом работы вьетнамских литературоведов не делают открытий в этой об­ ласти, но они важны тем, что в них впервые во Вьетнаме творчество писателя анализируется в определенной системе, рассматривается в связи с мировоззрением писателя и в процессе исторического разви­ тия русской литературы. А сам Толстой определяется не только как один из величайших писателей, но и как сложнейшее явление мировой литературы. Эти работы до сих пор являюся важнейшими учебными пособиями для студентов-филологов и считаются необходимым мате­ риалом для всех интересующихся русской литературой во Вьетнаме. Следует отметить, что при изучении творчества Толстого авторы данных работ опирались на ленинские статьи о писателе, которые явля­ лись методологической основой их анализа. Поэтому их толкования не только похожи друг на друга, но и отражают то примитивное и безлич­ ное понимание Толстого, которое было присуще и многим советским работам.Все они повторяют слова Ленина о противоречиях в мировоззре­ нии и творчестве Толстого, об отражении противоречий эпохи в тол­ стовских произведениях, об утопичности его учения, о своеобразии толстовского реализма, о том, что он является «зеркалом русской рево­ люции» и, безусловно, отрицают те взгляды великого писателя, кото­ рые не совпадают с ленинской позицией. Авторы так часто и много цитируют Ленина, что создается впечатление, будто изучать творчество Толстого можно не столько на основании его собственных произведе­ ний, сколько с помощью ленинских статей. Разумеется, статьи Ленина о Толстом имеют определенное методо­ логическое значение при подходе к литературоведению с точки зрения 133

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=