ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Выготский доказывает, что в результате поэтикообразующего противоречия, сознательно положенного Шекспиром в основу трагедии (противоречия фабулы, сюжета и трагического героя, «...который объе диняет в каждый данный момент оба эти плана и... является высшим и постоянно данным единством того противоречия» [18]), в результате этого противоречия бессмысленны и одинаково верны (лишь как часть в отношении к целому) все догадки относительно гамлетовского харак тера. И с этой стороны толстовские слова о Гамлете «...у главного лица, нет никакого характера» [19] - первая попытка взглянуть на трагедию Шекспира как она есть. Слова Толстого послужили для Выготско го отправной точкой. «Если содержание трагедии... рассказывает о том, как Гамлет убива ет короля, чтобы отомстить за смерть отца, то сюжет трагедии показы вает нам, как он не убивает короля, а когда убивает, то это выходит вовсе не из мести. Таким образом, двойственность фабулы-сюжета - явное протекание действия в двух планах, все время твердое сознание пути и отклонения от него - внутреннее противоречие - заложены в самых основах этой пьесы... К убийству в конце концов приводит то, что все время отводило от убийства, и катастрофа, таким образом, достигает снова высшей точки противоречия, короткого замыкания противопо ложного направления двух токов» [20]. «...Второе противоречие заключается в том, что выбранные Шекс пиром действующие лица как-то не соответствуют ходу действий, кото рый он наметил, и Шекспир своей пьесой дает наглядное опровержение того общего предрассудка, будто характеры действующих лиц долж ны определять собой действия и поступки героев. Автор убрал всякие объективные препятствия с пути своего героя... решительно не показано, что мешает Гамлету убить короля сейчас же после слов тени, дальше он потребовал от Гамлета самой посильной для нега задачи убийства, пото му что на протяжении пьесы Гамлет трижды становится убийцей в со вершенно эпизодических и случайных сценах. Наконец, он изобразил Гамлета человеком исключительной энергии и огромной силы» [21]. «Что касается характера трагедии, то для того, чтобы он жил, он должен быть составлен из противоречивых черт, он должен пере носить нас от одного душевного движения к другому... Трагедия имен но потому может совершать невероятные эффекты с нашими чувствами, что она заставляет их постоянно превращаться в противоположные, обманываться в своих ожиданиях, наталкиваться на противоречия, Раздваиваться» [22]. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=