ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

одной с ним природы. Из области пронизанных личным чувством исповеда­ ний трагически одиноких аристократов духа Гамлет нисходил, постепенно дробясь и мельчая, в сферу явлений общественных, где его «донашивали» так называемые «лишние люди». Но, как бы то ни было, «...он сделался нашим достоянием, он вошел в нашу плоть и кровь» [2]. Статья Толстого «О Шекспире и о драме» (написана в сентябре 1903 - январе 1904 г.) впервые была напечатана в газете «Русское слово» в 1906 г .и в 1907г. вышла отдельным изданием. Она стала обоб­ щением многолетних раздумий («Мне нужно было высказать то, что сидело во мне полстолетия» [3]). Причины этого толстовского «бунта» неоднократно становились предметом исследований. Подобно Гамлету, «придавленному» ворохом различных интерпретаций (подчас настолько противоречивых, что ка­ жется, будто речь идет о героях разных книг), толстовское несогла­ сие со всеобщим мнением вызвало немало различных истолкований, предположений и гипотез. Первая группа, критиков видела в этой статье лишь «баловство яснополянского старца» [4], эксцентричное чудачество, просто непони­ мание Шекспира. По их мнению, значение статьи было лишь в том, что она характеризовала самого Толстого [5]. Однако большинство исследователей пошли значительно глубже и заметили, что вражда Толстого к Шекспиру не случайна, а имеет свои философские и эстетические корни. Критиковалась методология ана­ лиза, примененного Толстым (оставил от драмы безжизненный скелет, предъявлял требования, не входившие в цели автора, ведь бытовые мо­ тивировки не соответствовали философскому замыслу «Гамлета»), Усилиями Брандеса и Гервинуса, с которыми полемизировал Тол­ стой в статье, восприятие творчества английского драматурга было затруднено. Толстой спорит даже не с Шекспиром, а с его предвзяты­ ми толкователями, там где речь идет о сущности мировоззрения Шекспира. Основной порок Гервинуса определил еще Д. В. Аверкиев: «...занимался отыскиванием в Шекспире узких мещанских понятий о нравственности... Это подкладывание нравственных сентенций под шекспировские характеры, это непонимание жизни вселюбящей и по­ рою иронической, это умышленное тяготение к выводу нравоучений без сомнения сильно препятствует Гервинусу взглянуть Шекспиру прямо в глаза» [6]. Подробно рассматривалась связь статьи «О Шекспире и о драме» со всем комплексом идей, которые Толстой утверждал в последний пе­ риод жизни (отрицание искусства вне народности и религиозности ). 121

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=