ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Е. В. Гладышев ТОЛСТОЙ О ГАМЛЕТЕ (К постановке проблемы) Влияние шекспировских образов на мировую литературу бесспорно, но не всегда оно было «прямым», не всегда четко узнаваемым. Ни одно из произведений «царя драматических поэтов» (выраже­ ние Белинского) не пользовалось такой широкой популярностью, ни одно не вызывало такого количества споров, как «Гамлет». «Перешаг­ нув рамки шекспировского времени и национальности, герой этой бес­ смертной трагедии давно сделался, наряду с Дон-Кихотом, Фаустом и немногими другими гениальными созданиями поэтического творчест­ ва, одним из мировых общечеловеческих типов, имеющих универсаль­ ное и вековое значение»,—писал М. Розанов во вступительной статье к «Гамлету» в издании Брокгауза и Ефрона [1]. Во время активного освоения Шекспира в России Гамлет, став символом человека размышляющего, обостренно воспринимающего не­ совершенство мира, склонного к рефлексии и сомнению, породил много­ плановое явление русского «гамлетизма», выразившееся так различно у Баратынского, Лермонтова, Тургенева. Пушкинское «Что мыслит Гам­ лет - Баратынский?» эпохально. Не столько шекспировский образ пере­ носится в российское пространство, сколько там находится явление 120

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=