ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Е. В. Гладышев ТОЛСТОЙ О ГАМЛЕТЕ (К постановке проблемы) Влияние шекспировских образов на мировую литературу бесспорно, но не всегда оно было «прямым», не всегда четко узнаваемым. Ни одно из произведений «царя драматических поэтов» (выраже ние Белинского) не пользовалось такой широкой популярностью, ни одно не вызывало такого количества споров, как «Гамлет». «Перешаг нув рамки шекспировского времени и национальности, герой этой бес смертной трагедии давно сделался, наряду с Дон-Кихотом, Фаустом и немногими другими гениальными созданиями поэтического творчест ва, одним из мировых общечеловеческих типов, имеющих универсаль ное и вековое значение»,—писал М. Розанов во вступительной статье к «Гамлету» в издании Брокгауза и Ефрона [1]. Во время активного освоения Шекспира в России Гамлет, став символом человека размышляющего, обостренно воспринимающего не совершенство мира, склонного к рефлексии и сомнению, породил много плановое явление русского «гамлетизма», выразившееся так различно у Баратынского, Лермонтова, Тургенева. Пушкинское «Что мыслит Гам лет - Баратынский?» эпохально. Не столько шекспировский образ пере носится в российское пространство, сколько там находится явление 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=