ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

в связи с обличением деспотизма николаевской эпохи и, как всегда, тщательная отделка деталей. Благодаря художественному чутью, кропот­ ливой работе и изучению материалов, написанных с польской точки зрения, Толстой сумел уловить специфику польской жизни и польского восстания, понял психический склад польской нации и особенности на­ ционального быта. Это ярко проявилось в характерах героев рассказа. Толстой извлек из эпизода Максимова суть драмы. Он приблизился к действительности, идя своим путем, создавая художественное произ­ ведение, вымысел, который оказался так же реален, как сама жизнь. Сохранилось архивное дело «о скрывшемся из Уральска рядовом 1-го линейного Оренбургского батальона из поляков Винцентии Мигур- ском» [18]. Толстой не знал этого документа, но повторил некоторые его подробности, руководствуясь своим воображением Художника. В 40-х годах XIX века история Мигурского стала известна со слов очевидцев В. И. Далю. В то время он, будучи чиновником по осо­ бым поручениям при графе Перовском, делал ревизию в Уральске (там в свое время жил Мигурский). Случай этот не мог оставить Даля равно­ душным. Он пишет рассказ «Ссыльный» и включает его в цикл «Не­ бывалое в былом или былое в небывалом». Впервые опубликованный в журнале «Отечественные записки» за 1849 год рассказ В. И. Даля представляет собой сухой перечень событий, без указания имен героев и даже места действия. Рассказ написан в форме диалога автора и его собеседников: мы узнаем от них о побеге польского заключенного и о расправе над ним властей. Чуть позже эти события стали известны С. В. Максимову. Он, таким образом, сначала познакомился с рассказом В. И. Даля и только затем - с архивными материалами о Мигурском и с воспоминаниями о нем старожилов Нерчинска. Собранные материалы и были использова­ ны им в работе над эпизодом о судьбе Мигурского в романе «Сибирь и каторга». Глубоко трагическую ситуацию Максимов передал весьма сжато и бледно. Но сюжет благодаря ему был замечен Толстым. Основываясь на фабуле, изложенной С. В. Максимовым, он и написал рассказ. По­ вествование Максимова, близкое к протокольному, под пером гени­ ального художника превратилось в чудесное произведение, полное громадной эстетической силы. Большое внимание Л. Н. Толстой уделил сцене расправы с вос­ ставшими поляками. В первый момент возникает представление о том, что он строит ее на описании Максимова. Вот как эта сцена выглядит УМаксимова: «День, назначенный для экзекуции, 7 марта 1837 года, был 113

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=