ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

написанная под влиянием теории Толстого - «Милосердие». В ней, следуя идее Толстого, художник «освобождает» идею от формы (не «прописыва­ ет» контуры тел, в них отсутствует объем) и терпит неудачу. Не менее важным в воспоминаниях оказывается беглое описание Короленко ка­ бинета в Хамовниках, тесно набитого разными людьми. Работа над ру­ кописью трактата «В чем моя вера» проходила в этом кабинете, что и запечатлел на своей картине Ге в 1884 году. В портрете Толстого по­ явился ракурс: Толстой на «фоне» всех людей, которые так или иначе испытали на себе его влияние. И личная трагедия Толстого начинает восприниматься как трагедия общественная. Из очерка «Великий пилигрим», к сожалению, исчезает та крас­ ка в палитре портрета Толстого, которая есть в первой статье Королен­ ко. Ритм ключевой фразы, сказанной Толстым: «Какай вы счастливый: вы пострадали за свои убеждения. Мне Бог не посылает этого. За меня ссылают. На меня не обращают внимания»,-выполняет функцию своеоб­ разного знака восклицания, поставленного в конце произведения. Моло­ дой писатель, только что вернувшийся из ссылки (1886 год), слышит от Толстого-проповедника слова, в которых чувствуется боль от невоз­ можности утвердить свою проповедь личной жертвой. Трагедия Толстого и трагедия всего поколения, ищущего новую веру, лаконично выражена интонационно, графическим выделением предлогов, придающим после­ дующим фразам резкую контрастность. В аналитическом методе Короленко-публициста преобладают чер­ ты художественности. Аналитичность его статей и очерков постоянно координируется художественностью. Это объясняется стремлением Ко­ роленко и Толстого проникнуть в мир другой личности. Страстное жела­ ние Короленко «войти» в нравственную атмосферу Толстого, объяснить его себе и другим, а значит сделать близким - идейный центр эскиза к портрету Л. Н. Толстого. Примечания 1. См. Короленко В. Г. Собрание сочинений: В 10 т. М.. 1995. Т. 8. 2. Первую часть литературного портрета М. Горького «Лев Тол­ стой» составляют сорок четыре заметки, сделанные Горьким «по горячим следам» впечатлений от общения с Толстым. См.: Горький М. Собр. соч.: ВЗОт. М.. 1953. Т. 14. С. 253. 3. Словарь славянской мифологии / Сост Е. Грушко, Ю. Медве­ дев,- Н. Новгород, 1995. С. 202. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=