ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
обоих шсателей с Толстым. Первые впечатления Горького от общения с Толстым относятся к январю (Хамовники) и октябрю (Ясная Поля на) 1900 года; Короленко виделся с Толстым в ноябре 1886 года в Ха мов ни k i \. Для Толстого это годы перелома и «распутья», когда он готов был еще раз усомниться в том, что проповедовал. В основе литературного портрета Горького - материал, восстановленный им впоследствии по за писям, сделанным в Крыму во время общения с Толстым в конце 1901 — начале !902 года [2]. К этому времени относятся и воспоминания Коро ленко, отраженные им в статье «Разговор с Толстым. Максимализм и го сударственность». По-видимому есть определенная закономерность в том , чго при подготовке своих воспоминаний к печати Горький вклю чил туда и неоконченное письмо к Короленко, написанное под впечат лением от ухода Толстого из Ясной Поляны. В статье Короленко и письме к нему Горького возникает одна и та же ассоциация: осмысление личнос ти Толстого как личности, способной проникаться «чужими» настрое ниями в оттого глубоко трагичной. В литературном портрете Горького эта настроенность связывается с одним из образов мифологии - Морской Пу чиной Кругом Глаза, поэтическим образом Океан-моря, наделенного умом и душою. Высказывая в письме свое отношение к уходу Толстого из Ясной, Горький проводит параллель между поступком Толстого им тем, что случи лось с билинным героем Васькой Буслаевым, обидевшим Пучину («начал Василий., похаживать, сафьян-сапожком ее попинывать...» [3] и погибшим, не сумешим перескочить через нее. Так в ассоциативном образе Горький объясняет свое понимание причины трагедии Толстого-художника и мыс лителя, по-видимому, очень близкое к восприятию и оценке ее Короленко. Включеше письма к нему в очерк очень симптоматично. Имя Короленко вводит влитературный портрет Горького то, что в нем отсутствует: аналити ческое ндало, которое прежде всего характеризует художественную публи цистику Короленко, посвященную Толстому. Аннитическое «объяснение» Толстого в очерке Короленко мотиви ровано генеральной идеей, определявшей его внутреннюю композицию: дать анализ диалектической взаимосвязи Толстого-художника и Толсто- го-мыслителя. В представлении Короленко, переживаемый Толстым кри зис есть не что иное, как закономерный этап развития его личности, постоя ню находящейся «в пути» к отысканию истины. Эта мысль впервые формулируется Короленко в дневниковой записи от 4 июля 1887 года, а затем рввивается в статье «Лев Николаевич Толстой» (1908) [4]. Возни кающий gхудожественном сознании Короленко образ духовного стран- ничестварождает и ассоциацию, вынесенную в заглавие воспоминаний - «Великш пилигрим». 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=