ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

теля и художника. Факты личной и творческой биографии писателя дан­ ного периода положены в основу классического очерка-портрета М. Горь­ кого, образ Толстого воссоздан в воспоминаниях И. Репина, письмах Н. Ге, очерке И. Бунина и многих других, знавших писателя в эти годы. Воспоминания В. Короленко носят особый характер. Это своеоб­ разный «эскиз» к созданию литературного портрета Толстого. Черты облика художника-мыслителя, пунктиром намеченные в дневниковых записях Короленко, затем последовательно уточняются в литературно­ критических статьях, где анализ мировоззрения Толстого соединяется с исследованием художественных принципов его творчества. Так зак­ ладывается основа большой художественно-публицистической формы воспоминаний - очерк «Великий пилигрим», оставшийся, к сожале­ нию, незавершенным. Образ Толстого в литературно-критических статьях и воспомина­ ниях воссоздан Короленко по личным впечатлениям от трех встреч с ним: в Хамовниках в 1886 году, в Крыму - в 1902 и последней за три месяца до смерти Толстого в 1910 году. Однако видеть в статьях и воспоминаниях Короленко стремление высказать только свое впечатление от личных встреч с Толстым было бы неверно. Несмотря на то, что образ Толстого предстает у Короленко в жанре литературно-критической статьи, эле­ мент художественности играет в них существенную роль. Каждую из статей, посвященную Толстому, Короленко выстаивает сюжетно, со­ здает образную систему, воспроизводящую логику мышления писате­ ля, вводит в статьи и очерки элементы живописного портретирования и т. д. Короленко-художник видит в Толстом прежде всего художни­ ка, о чем он неоднократно говорит в своих публицистических выступ­ лениях и воспоминаниях. Именно поэтому художественный принцип воплощения впечатлений о Толстом определяет специфику его публи­ цистики. Характеристика Толстого суммарна, но имеет довольно чет­ кую композицию (каждая статья разделена на части, содержащие тезис и аргументацию) с хронологически разложенными элементами фабулы. Это позволило Короленко рассматривать произведения Толстого вкупе с поясняющими их фактами биографии художника и жизненной реаль­ ностью, отраженной в них. Преобладающий ракурс портрета Толстого в воспоминаниях Коро­ ленко —«объяснение» художественной концепции его творчества. В из­ вестной степени этот принцип противоположен началу горьковского очерка-портрета Толстого, где акцентировано «изображение» и «выра­ жение». Это важно отметить еще и потому, что существует довольно веское основание для сравнения Короленко и Горького: время знакомства 102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=