ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

А. А. Слинько АНАТОМИЯ ПАТРИОТИЗМА: Л. Н. ТОЛСТОЙ И П. Я. ЧААДАЕВ В 1884 г. в трактате «В чем моя вера?» Л. Н. Толстой писал: «Л знаю теперь, что все люди везде равны и братья. В спом иная теперь все то зло, которое я делал, испытал и видел вследствие враждЫ народов, мне ясно, что причиной всего был грубый обман, называемый патриотизмом и лю­ бовью к отечеству. <...> Я понимаю теперь, что благо возможно для меня только при признании своего единства со всеми людьми мира без вся­ кого исключения. Я верю в это. И вера эта изменила всю мою оценку хорошего и дурного, высокого и низкого. То, что мне представлялось хорошим и высоким - любовь к отечеству, к своеМУ народу, к своему государству, служение им в ущерб блага других лю дей , военные подвиги людей,- все это показалось мне отвратительным и я<алким. То, что мне представлялось дурным и позорным - отречение от отечества, космо­ политизм,- показалось мне, напротив, хорошим и высоким»[1]. Столь резкие, доходящие до парадоксальности выводы в русской культуре до Толстого были выражены как система взглядов лишь однажды - в «Философических письмах» и «Апологии сумасшедшего» П. Я. Чаадаева. «Басманный философ» в «Апологии сумасшедшего» за­ мечает: «Прекрасная вещь - любовь к отечеству, но еСТ}> еще нечто более прекрасное - это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=