ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Как для Сенеки, так и для Толстого, таким образом, высшим благом является жизнь в соответствии с Божественной волей, что ведет к обре­ тению душевного спокойствия, независимости от Судьбы - в учении Сенеки; общественному служению, исполнению заповедей Христа (что также сопровождается чувством духовной радости) - в учении Толстого, Сходным оказывается и путь к благу: разумное понимание, постижение мудрости (философии стоицизма - у Сенеки, положений христиан­ ской этики - у Толстого). Цели же добродетельной жизни толкуются различно: для античного мудреца это - средство совершенствования ду­ ши, достижения личного счастья, спокойствия и свободы. Толстой видит необходимость добродетели не просто в совершенствовании души, в до­ стижении счастья или бессмертия духа, но прежде всего в деле построе­ ния «Царствия Божьего» на Земле и в душе человека. Несомненно, этика Сенеки выглядит более эгоцентричной: даже будучи рассчитанной на всеобщее принятие и усвоение, в первую оче­ редь она решает задачи спасения отдельной личности, давая ей мораль­ ную поддержку, в то время как сам уклад и порядок социального бытия (рассматриваемый согласно античной традиции как проявление Божест­ венного Логоса) остается незыблемым и неприкосновенным. Толстой же страстно жаждет его изменения; разделяя жизнь на истинную и лож­ ную, он считает, что порядок существующий строится не по Божьему, а по человеческому закону, в силу чего и нуждается в радикальном ре­ формировании. (Призыв к изменению жизни предполагает большую - в сравнении со стоицизмом - свободу человека от ее творца. В самом деле: в христианском учении человеческая воля свободна отойти от Божест­ венной, которая может иметь лишь «рекомендательный» характер,) Поэтому и обращает Толстой свое этическое учение в равной степени как к отдельному индивиду, гак и к человечеству в целом. Требование творения любви и добра, понимание личного блага как блага для всех должны, по его замыслу, послужить не только максимой следования Бо­ жественной воле, но и принципом общественного действия в процессе реального совершенствования мира. Примечания 1. Цит. по кн. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991. Т. 1.4. 2. С. 203-204. 2. Толстой Л. Н. В чем моя вера? Тула, 1989. С. 142. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте работы с указанием страницы. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=