ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

того, что твой личный интерес и твоя воля совпадают с Божественной во­ лей, значит, и жизнь становится соответствующей высшему предназначе­ нию. Желание блага, пробужденное в человеке, есть желание Бога, есть пробудившийся в нем Бог как некая всеобщность. Исходя из этой всеоб­ щности и опираясь на заповеди Христа, Толстой раскрывает сущность доб­ родетели: служение всем, отказ от узкоиндивидуальных интересов. Этика Толстого может быть понята как своеобразная этика «все­ единства». То. что ориентируется на отдельную, частную личность, явля­ ется пороком и злом, поскольку ведет к отпадению от Бога (всеобщности) и укреплению обособления. Благо же заключается в действиях, направ­ ленных вовне, несущих добро человечеству и миру. Но в понятие «мира» входит и природа, следовательно, с ней также нужно искать единения, чему во многом способствуют занятия физическим трудом. Против «увлечения» индивидуализмом, ухода в частную жизнь Толстой выдвигает два положения христианского учения. Первое: при­ зрачность и мимолетность человеческого бытия; в любой момент ин­ дивидуальная жизнь может оборваться, вопреки воле и ожиданиям ее обладателя. С этим связано второе: стремление «обеспечить» жизнь, т. е. жажда богатства, роскоши, забота о сиюминутных потребностях, нас­ лаждениях и удовольствиях, есть «праздное занятие», отвлекающее чело­ века от истины и ведущее его к духовной гибели, Освобождение русский мыслитель усматривает в волевом и сознательном отказе от погони за ма­ териальными благами личной жизни, в ее «опрощении». Таким образом, свобода как благо достигается не выработкой отношения равнодушия к обладанию или необладанию благами жизни, что имеет место в учении Сенеки, а через сознательное и преднамеренное отвержение их. Благодаря освобождению становится возможным поворот к истин­ ной, добродетельной жизни, которая «продолжает жизнь прошедшую, содействует благу жизни настоящей и благу жизни будущей» (122). В этом и заключается ее высший смысл, осуществляющийся через совпадение индивидуальной и Божественной воли, личной пользы и пользы всех необходимого нравственного базиса для построения общества, основан­ ного на принципе взаимной любви и счастья всех людей. Идея «Царст­ вия Божьего» способна воплотиться в действительность в этой, земной жизни, а не только с приходом Христа - таково твердое убеждение Толстого. Итак, смысл жизни в его учении раскрывается на трех уровнях: через индивида - в осознании им собственной божественности; через общество - служение всем, творение добра; через согщапьную историю - рассмотрение временных, насущных потребностей жизни через приз­ му вечных идеалов. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=