ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
и средства борьбы с ним. Этому и служит провозглашенный им прин цип. В своем стремлении устроить господство добра абсолютного - он безусловно максималист, не признающий компромиссов, идущий на пря мой разрыв со смыслообразующими и структурирующими основаниями человеческого бытия, являющимися, по его мнению, феноменом зла: право, собственность, власть, экономические и социальные отношения и т. д. Причины зла усматриваются Толстым в отсутствии веры, искаже нии ее институтом Церкви, в отрицании самой возможности выполни мости моральных заповедей Христа. В деле борьбы со злом моральность становится для Толстого высшим благом, самоценностью, в результате чего меняются местами члены соотношения «вера - этика». Не этика определяется верой, а от веры требуется соответствие требованиям эти ки. Отсюда - корректировка Священного Писания, внесение в учение элементов нехристианских религий и древних философских систем. Существующий порядок жизни требует радикальных перемен, и пе ремены нужно начинать с себя, со своего отношения к миру и людям - в этом исходный пункт этической системы Толстого. Ее построение про изводится на постулате, являющимся ключевым и для Сенеки: исполняй волю Бога (Бога-Отца, понимаемого Толстым как Бог-Истина). В сравне нии с Сенекой русский мыслитель оказывается в менее сложной эписте мологической ситуации: в то время как сторонники римского мудреца вынуждены самостоятельно, через занятия философией, приходить к по ниманию закона Божьего, Толстой призывает человека уяснить положе ния христианской этики, получаемые в форме моральных заповедей,- важно лишь правильно понять их. С приходом Христа воля Бога ясно раскрылась для всех жаждущих праведной жизни, его учением зло мира побеждено, лишено экзистенциальных оснований, поэтому его при сутствие в мире, по убеждению Толстого, сохраняется лишь по «инер ции». В этом - ключ к пониманию принципа «ненасилия» в его этике: если время зла вышло, то его остаточные явления могут быть легко по беждены, только нужно не делать зла - и не будет в мире зла. Это задача выполнима, поскольку «человеческой природе свойственно де лать то, что лучше» (104). Программа духовного самосовершенствования, предлагаемая Тол стым, включает в себя: изменение моральных принципов личности в соответствии с положениями христианской этики; переориентацию ин тересов, нацеленных ка собственное, индивидуальное, благо, на деятель ность во благо других; труд (какумственный, так ифизический); выработку отношений любви и сострадания к окружающим. Реализация этой про граммы дает чувство радости и умиротворения, порождаемое сознанием 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=