ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

к добру (что имеет место в христианстве), а практический расчет: творя добро другим, вынуждаешь их отвечать тебе тем же или, по крайней мере, не делать тебе зла. Сенека не учит ждать непременной благодарности за содеянное добро, поскольку ее может и не быть (тогда - разочарование, обиды, чего нужно избегать как причин, нарушающих спокойствие), цен­ ность добродетельного поступка следует видеть в нем самом. Человек неизбежно живет в кругу порочных людей, поэтому делать добро, не со­ вершать зла - способ создания защитной «ауры» для спокойной жизни, не нарушаемой посягательствами извне. Немалую роль в данном случае Сенека отводит совести, естественному регулятору человеческих поступ­ ков,- ведь нечистая совесть постоянно терзает и мучает человека, лишая его покоя. Чувство совести же пробуждается благодаря познанию и при­ знанию Бога-Логоса, т. е. через введение инстанции ответственности - высшего субъекта, перед которым человек обязан держать ответ. Творить добро легко (здесь мысли Сенеки аутентичны учению Толстого), посколь­ ку, согласно его философии, все люди добры от природы, и, значит, следование добру есть следование божественной воле. Главное же «завоевание» праведной жизни, построенной на запо­ ведях стоицизма,- независимость от Судьбы, выработка бесстрастного отношения к ее капризам и поворотам. Судьба есть проявление закона природы: в его познании состоит высшая мудрость, а мудрость практи­ ческая - в следовании ему. Учение Сенеки о следовании Судьбе вовсе не означает животной покорности ей; Сенека признает, что естественного хода вещей и со­ бытий не преломить, так что и не стоит разбрасывать силы на борьбу с волей Бога. («Судьбы ведут того, кто хочет, и тащит того, кто не хо­ чет»,-пишет он, перефразируя древний гимн Зевсу Клеанфа.) Это - сознательное «непротивление», следование пути жизни, предначер­ танному Логосом. Однако и подчиняясь Судьбе, стоик сохраняет свой дух несломленным, вырывается из-под влияния неудач и огорчений, об­ ретая тем самым духовную свободу. Принцип «непротивления» Толстого, который он ставит во главу угла своей этической системы, базируется на иных основаниях. Это не просто непротивление, а непротивление злу жизни, которую он не при­ емлет именно по содержанию зла в ней. Так «непротивление» оборачи­ вается активным противлением, т. е. противоположностью в отношении к учению о следовании Судьбе Сенеки. Сенека принимает жизнь как она есть, различая в ней добро и зло, он учит лишь внутреннему, духов­ ному отвращению от зла, считая его присутствие в мире неизбежным. Для Толстого же зло жизни подлежит искоренению, он ищет его истоки 93

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=