ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
ли: искать бессмертия нужно в единении своего, «частного», духа со все общим, с тем, что составляет духовность жизни общества. Именно этот всеобщий целостный дух стал для него «формой» и «делом», ведущим к Богу, т. е. к действительному бессмертию. Поэтому задача и смысл праведной жизни должны заключаться в совершении деяний, обращен ных не на себя, собственное благо, а во благо всего общества. Таков теологический и антропологический фундамент, послужив ший основанием для этических построений Сенеки и Толстого. В этических учениях рассматриваемых мыслителей различий ока зывается несравнимо больше, чем в их воззрениях на Бога и человека. Этика Сенеки более прагматична и индивидуалистична, ориентирована на отдельную личность. Необходимость добродетельной жизни подчи няется у него идее личного спокойствия и счастья; добродетельные по ступки закаляют душу, укрепляют волю, приносят удовлетворение от сознания выполненного долга. Всвоих знаменитых «Нравственных письмах кЛуцилию» Сенека пред лагает целую программу духовного самовоспитания. Кратко она сводится к следующему: избавление от пороков, занятия философией (к чему, по мнению Сенеки, способен далеко не каждый), обретение мудрости, ведущей к правильной (праведной) жизни. Первая задача желающего жить праведной жизнью - борьба с поро ками. Они могут быть двоякого содержания: души и тела. Телесные - связаны с подчинением жизни целям накопительства, стремлением к бо гатству и роскоши, всякой материальной избыточности, что, в свою оче редь, порождает зависть, злобу, жестокость, ненависть. Духовные пороки возникают из беспокойства и страхов, основной среди которых - страх смерти, преграждающий дорогу к душевному равновесию и тре бующий поэтому обязательного преодоления. Два аргумента против него выдвигает Сенека: смерть изначально предзадана нам совместно с жизнью, которая невозможна без смерти. Это —-стороны одной и той же медали: любя жизнь, нужно любить и смерть. Человеку свойствен но страшиться неизвестности, смерть же - очевидность, поэтому, не стоит опасаться того, что известно заранее. Второе: смерть кратковременна, она - лишь порог, за которым прекращается жизнь, а следовательно, прекращаются и страдания. Добродетельная жизнь обретается благодаря добродетельным по ступкам. К числу добродетелей римский мудрец относит: бескорыстие, честность, справедливость, мудрость, деятельность во благо других. От ношения между индивидом и обществом строятся по принципу совпаде ния пользы личной и общественной. За этим стоит не прямой призыв 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=