ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
единстве. Сенека не был сторонником аскетизма, «умерщвления плоти»: пища, жилье, семья относятся им к разряду «подобающих» потребнос тей. Главное - не переступить грань меры, не превратить себя в раба вещей и удовольствий. Ведущее же место он отводит развитию и со вершенствованию потребностей духа - в опоре на волю и разум. Этот духовный труд и признается Сенекой как единственно достойный чело века, в результате которого сокращается зависимость от материальных потребностей, телесных наслаждений и, самое главное, вырабатывается независимость от Судьбы, бесстрастие к ее поворотам - происходит ду ховное освобождение. «Духовный», т. е. разумный, человек, даже ли шенный материальных благ или получивший телесные увечья, способен быть счастливым. Так свобода духа оказывается для Сенеки высшей цен ностью, открывающей путь к вершине счастья и блаженства. Согласно его учению, душа человека, как божественная принад лежность, по смерти тела вновь возвращается к Богу, утрачивая при этом свое индивидуальное «Я» (что характерно и для буддизма). Впоследст вии по божественному промыслу она в очередной раз отправляется в зем- ну о жизнь, уже в другое тело. Отсюда этическая максима Сенеки: по смерти вернуть Богу душу лучшей, нежели полученной при рождении Этим и определяется отпущенный Богом срок человеческой жизни. В трудном процессе самовоспитания, «делания» себя человеку при звана помочь философия (стоицизма), назначение которой Сенека усмат ривает в ее руководстве человеческим поступком, совершающимся на основании различения истинного добра и зла. Занятия философией при водят к мудрости, мудрец же в своем обладании знанием уподоблен Богу, так что само стремление к знанию уже есть благо, означающее стремление души к Богу. Знание Бога, в свою очередь, есть знание Лого са, т. е. мирового закона, раскрывающегося в отношении индивида через понятие Судьбы. В постижении Судьбы как божественной воли и заклю чается высшая мудрость, а праведная жизнь - в практическом следова нии ей, что дает внутреннее спокойствие и счастье. Аналогично, по правилу двойственности, толкует природу человека Толстой (учение о человеке изложено им в трактате «О жизни»). Лич ность, по его воззрениям, складывается из «индивидуальности» («живот ная» личность) и разумного сознания - человеческого «Я»,, получаемого от Бога. Каждый человек, таким образом, есть носитель Божественного начала, для всех единого и общего, «То, что познает, едино везде и во всем и в самом себе, это Бог,- и та... частица Бога, которая есть наше дейст вительное "Я"»,- записывает Толстой в дневнике [1]. Наше «Я» рас сматривается в этом случае как принцип и основание единения всего 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=