ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

единстве. Сенека не был сторонником аскетизма, «умерщвления плоти»: пища, жилье, семья относятся им к разряду «подобающих» потребнос­ тей. Главное - не переступить грань меры, не превратить себя в раба вещей и удовольствий. Ведущее же место он отводит развитию и со­ вершенствованию потребностей духа - в опоре на волю и разум. Этот духовный труд и признается Сенекой как единственно достойный чело­ века, в результате которого сокращается зависимость от материальных потребностей, телесных наслаждений и, самое главное, вырабатывается независимость от Судьбы, бесстрастие к ее поворотам - происходит ду­ ховное освобождение. «Духовный», т. е. разумный, человек, даже ли­ шенный материальных благ или получивший телесные увечья, способен быть счастливым. Так свобода духа оказывается для Сенеки высшей цен­ ностью, открывающей путь к вершине счастья и блаженства. Согласно его учению, душа человека, как божественная принад­ лежность, по смерти тела вновь возвращается к Богу, утрачивая при этом свое индивидуальное «Я» (что характерно и для буддизма). Впоследст­ вии по божественному промыслу она в очередной раз отправляется в зем- ну о жизнь, уже в другое тело. Отсюда этическая максима Сенеки: по смерти вернуть Богу душу лучшей, нежели полученной при рождении Этим и определяется отпущенный Богом срок человеческой жизни. В трудном процессе самовоспитания, «делания» себя человеку при­ звана помочь философия (стоицизма), назначение которой Сенека усмат­ ривает в ее руководстве человеческим поступком, совершающимся на основании различения истинного добра и зла. Занятия философией при­ водят к мудрости, мудрец же в своем обладании знанием уподоблен Богу, так что само стремление к знанию уже есть благо, означающее стремление души к Богу. Знание Бога, в свою очередь, есть знание Лого­ са, т. е. мирового закона, раскрывающегося в отношении индивида через понятие Судьбы. В постижении Судьбы как божественной воли и заклю­ чается высшая мудрость, а праведная жизнь - в практическом следова­ нии ей, что дает внутреннее спокойствие и счастье. Аналогично, по правилу двойственности, толкует природу человека Толстой (учение о человеке изложено им в трактате «О жизни»). Лич­ ность, по его воззрениям, складывается из «индивидуальности» («живот­ ная» личность) и разумного сознания - человеческого «Я»,, получаемого от Бога. Каждый человек, таким образом, есть носитель Божественного начала, для всех единого и общего, «То, что познает, едино везде и во всем и в самом себе, это Бог,- и та... частица Бога, которая есть наше дейст­ вительное "Я"»,- записывает Толстой в дневнике [1]. Наше «Я» рас­ сматривается в этом случае как принцип и основание единения всего 90

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=