ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

этики. Возможно, здесь кроется причина того, почему человек, оказав­ шийся в критической жизненной ситуации или делающий предметом своих размышлений основополагающие принципы бытия, так или иначе обращает внимание на учение античных стоиков. Так и для Толстого, в духовных исканиях которого проблемы смысла жизни, смерти оказались выдвинутыми на передний план, интерес к стоицизму был естественным и почти неизбежным. В дневниковых записях, книгах для ежедневного чтения («Путь жизни», «Круг чтения», «Мысли мудрых людей на каждый день») он неоднократно цитирует Марка Аврелия, Эпиктета, Сенеку - свидетельство того, что принципы их учений нашли отклик в душе писа­ теля. Они же получили свое отражение и в его гуманистической филосо­ фии, став теоретической платформой для осмысления жизни. Разумеется, Толстой, считавший себя истинным приверженцем эти­ ческих идей христианства, принявший мораль Христа, полного ухода в сторону стоического - языческого - понимания этики в своем учении допустить не мог. Однако его отказ от православной догматики, рефор­ мированная трактовка евангельских заповедей, изменение текста Свя­ щенного Писания - несомненный шаг к античному пантеизму, что особенно сказалось на его толковании природы Бога. Как известно, Толстой не получил специального философского об­ разования, и это не могло не повлиять на специфику его этических постро­ ений и мировоззренческой теории, во многом представляющей собой сплав частей индийской и китайской философий, античного стоицизма, христианства и собственных идей. Тем не менее воззрения мыслителя окончательно оформились в некую устойчивую этико-философскую сис­ тему, которую он и проповедовал в течение тридцати лет. А коль скоро мы имеем дело с системами - Сенеки и Толстого, то для того чтобы яс­ но разбираться в ключевых пунктах сходства и различия в их учениях, начинать надо с оснований - понимания Бога и его связи с миром. Согласно учению стоицизма, Космос в его историческом движении находится в замкнутом циклическом кругу: рождается по воле Бога, появляется Земля, человечество, затем - постепенная энтропия, деграда­ ция, завершающяяся гибелью всего в Мировом Огне - Боге. Причиной вселенской катастрофы всякий раз является накапливание зла в мире, происходящее от безнравственного, неразумного отношения человека к природе, человека к человеку. Следующая фаза - новое рождение, очередное регрессивное развитие и новый коллапс, и так до бесконеч­ ности. (Естественно, возникает повод для глобального пессимизма: и че­ ловечество и мир всякий раз идут к собственному уничтожению.) Бог у стоиков выступает не только творцом и разрушителем всего сущего, 88

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=