ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Толстой мечтал издать «Всемирную библиотеку», которая пред­ ставляла бы некую Библию человечества. Английский журналист Уильям Стэд, посетивший писателя в Ясной Поляне в мае 1888 года, вспомина­ ет: «Он питает глубокое уважение к китайцам - Конфуцию, Менциусу (т, е. Мен-цзы) и Лао-цзы. Их следовало бы издать едва ли не в числе первых, так же как и книгу, излагающую сущность буддизма» [5а, с. 110]. Эти книги вместе с Евангелием, книгами выдающихся европейских мыслителей должны были, по мысли Толстого, «служить миллионам чи­ тателей путеводителем в их трудах и днях», принести им ощутимую поль­ зу, повлиять на «общее развитие истории». И надо сказать, что когда модернизирующаяся Азия, пренебрегая собственным наследием, обратилась к «бегству от Азии», Толстой не­ мало способствовал «возврату в Азию» восточной интеллигенции. Признание «обязательности» учения Дао получает все более ши­ рокое распространение в мире. «Даодэцзин» вошел ныне в число наибо­ лее часто переводимых как на Востоке, так и на Западе книг. Лао-цзы, живший в таком же смутном и яростном времени, как наше, и пренебрегший всяческими догмами, ибо в этом мире все отно­ сительно, считал абсурдным жить как прежде, пользуясь уже сложивши­ мися моральными установками. Древний философ говорит, например, о пользе бесполезного: «Формуя глину, делают сосуд: от пустоты его зависит его применение». Человеку не обязательно все время только де­ лать, надо уметь и быть самим собою, быть в некоем вакууме, в «пусто­ те». Это казалось бы пустое, бесполезное (с позиции конфуцианства) занятие, но оно необходимо (по Лао-цзы), чтобы человек сохранил свое «я», свою сущность. Рационалистический подход к бытию с его холодно рассудоч­ ным аналитическим методом познания все более подвергается сомне­ нию. В поисках бытия Европа все чаще обращает свой взор на Восток, к его философским наследиям. О чем же говорят уроки общения Толстого с Лао-цзы нам сегодня, когда свирепеет религиозное и национальное самолюбие? Творить но­ вые духовные ценности можно только всем вместе, научившись понять и ценить нетолько «свое», но и «чужое», как сказано иу Лао-цзы: Ян (свет­ лое начало) и Ин (темное) не борются, но, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=