ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

мана. Статья Н. Шелгунова называлась «Философия застоя» (1871). «Тол­ стой говорит, что активное действие не является подлинной силой,- пишет критик,- а напротив, слабость интеллигента есть движущая сила. Но это совершенно противоположно тому, чему нас учили мыслители нового времени. Кто прав? Огюст Конт или Толстой? Запад или Восток? Кто ведет мировую историю? Европейцы или азиаты?» [11, с. 392]. Возмущение «застойной» философией Востока было общим местом для стран, вступивших на путь модернизации. Толстой не укладывался в рамки идей нового времени с его рационализмом, культом героя и ни­ чем не ограниченным стремлением к «успеху» .Характерно, что философ­ ские журналы Японии конца XIX - начала XX в, также пестрят статьями, «разоблачающими» «застойную» философию Лао-цзы, виновного якобы в отставании Азии от Европы. Культ Наполеона, человека деятельного и энергичного, был характерен и для модернизирующегося Востока. Японский отклик на статью Толстого «Неделание» был более чем сдержан, автор заметки «Критика теории Толстого о неделании» (1895) относит взгляды писателя к утопическим иллюзиям, тормозящим об­ щественный прогресс. Примечателен и другой пример. В сентябре 1928 года в двух но­ мерах центральной корейской газеты «Тоньа ильбо» была напечатана статья о Толстом, написанная генконсулом Чичаевым по просьбе той же газеты в связи со 100-летием со дня рождения писателя. Размежевав творчество Толстого на «положительное» и «отрицательное», автор статьи советует корейским читателям отказаться от тех произведений, в кото­ рых проповедуется «нигилизм», отрицаются «общие законы развития че­ ловеческого общества». Достаточно обратить внимание на «застой» народов Азии, чтобы понять вредность ложных теорий русского писа­ теля,- заключает авторы. Учение о недеянии существует уже в течение многих веков. Но лю­ ди не следуют ему, не могут остановиться. Взаимное истребление про­ должается. Что же мешает людям осуществить идею недеяния? Что же для этого необходимо? Надо изменить наше понимание жизни, отвечает Толстой, должна произойти перемена в самом сознании человека. Культ материального бытия, индивидуалистического своеволия, загнав­ ший цивилизацию в тупик, должен уступить место осознанию человеком себя как существа духовного, божественного. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=