ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

война потеряла смысл. «Зачем сраженье и загораживание дороги и по­ теря своих людей и бесчеловечное добивание несчастных? - рассужда­ ет он. Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сраженья растаяла одна треть этого войска?» [10, т. 12. С. 117]. Сострадательная жалость, сменяющая жажду мести, была собственно отражением «мысли на­ родной», которую носил в себе Кутузов. Сопротивление злу возможно только путем делания добра. Это универсальный метод, по Толстому, поэтому Кутузов отрицает ненависть и разрушение. Особенно запоминается Кутузов как носитель глубинного народ­ ного чувства в сцене, когда ему привезли донесение об отступлении Наполеона из Москвы: - Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей...- дрожащим голосом сказал он, сложив руки - Спасена Россия. Благодарю тебя, Гос­ поди! - и он заплакал [10, т. 12. С. ИЗ]. Не восторжествовал, а заплакал! Он заплакал от радости за спасен­ ное Отечество, заплакал потому, что понимал: за военными успехами стоят тысячи безвозвратно потерянных жизней. В народном сознании война есть всегда «нечто противное челове­ ческому естеству». Кутузов счел свою миссию законченной, как только военные действия перенеслись за пределы Отечества. Он умер у самых границ России. Толстому уже не нужно было описывать лейпцигскую битву и взятие Парижа. И опять вспоминается «Лао-цзы». Там сказано: «В сражениях побеж­ дают те, кто скорбит воину». И там же в главе 31 мы читаем: «Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять. Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране... Победу следует отмечать похоронной процессией» [1, с. 124]. Учение Лао-цзы о «неделании» родилось из любви к человеку. Древ­ ний философ, живший в смутном и яростном времени, когда вся страна горела в огне бессмысленных и жестоких междоусобиц, призывал лю­ дей остановиться хотя бы на мгновение, чтобы оглянуться вокруг себя и подумать о себе и своем предназначении. Об этом писал и Толстой в статье «Неделание»: подумайте, «что вы из себя представляете и ка­ ким вы должны были быть». В этой необходимости «одуматься» Толс­ той видит смысл «неделания», суть лаоцзистскогр- отрицания войны в учении Лао-цзы. Идеям Лао-цзы прямо созвучна и та «мысль народ­ ная», которую Толстой выразил в «Войне и мире». Разумеется, великая эпопея Толстого вдохновлена прежде всего русской историей, русской жизнью, ее традициями. В основе историко­ 82

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=