ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
война потеряла смысл. «Зачем сраженье и загораживание дороги и по теря своих людей и бесчеловечное добивание несчастных? - рассужда ет он. Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сраженья растаяла одна треть этого войска?» [10, т. 12. С. 117]. Сострадательная жалость, сменяющая жажду мести, была собственно отражением «мысли на родной», которую носил в себе Кутузов. Сопротивление злу возможно только путем делания добра. Это универсальный метод, по Толстому, поэтому Кутузов отрицает ненависть и разрушение. Особенно запоминается Кутузов как носитель глубинного народ ного чувства в сцене, когда ему привезли донесение об отступлении Наполеона из Москвы: - Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей...- дрожащим голосом сказал он, сложив руки - Спасена Россия. Благодарю тебя, Гос поди! - и он заплакал [10, т. 12. С. ИЗ]. Не восторжествовал, а заплакал! Он заплакал от радости за спасен ное Отечество, заплакал потому, что понимал: за военными успехами стоят тысячи безвозвратно потерянных жизней. В народном сознании война есть всегда «нечто противное челове ческому естеству». Кутузов счел свою миссию законченной, как только военные действия перенеслись за пределы Отечества. Он умер у самых границ России. Толстому уже не нужно было описывать лейпцигскую битву и взятие Парижа. И опять вспоминается «Лао-цзы». Там сказано: «В сражениях побеж дают те, кто скорбит воину». И там же в главе 31 мы читаем: «Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять. Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране... Победу следует отмечать похоронной процессией» [1, с. 124]. Учение Лао-цзы о «неделании» родилось из любви к человеку. Древ ний философ, живший в смутном и яростном времени, когда вся страна горела в огне бессмысленных и жестоких междоусобиц, призывал лю дей остановиться хотя бы на мгновение, чтобы оглянуться вокруг себя и подумать о себе и своем предназначении. Об этом писал и Толстой в статье «Неделание»: подумайте, «что вы из себя представляете и ка ким вы должны были быть». В этой необходимости «одуматься» Толс той видит смысл «неделания», суть лаоцзистскогр- отрицания войны в учении Лао-цзы. Идеям Лао-цзы прямо созвучна и та «мысль народ ная», которую Толстой выразил в «Войне и мире». Разумеется, великая эпопея Толстого вдохновлена прежде всего русской историей, русской жизнью, ее традициями. В основе историко 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=