ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
из скорлупы... Это может только повредить ему. В свое время он сам вылупится, силой своей сущности. Так что неделание не значит ничего неделания, а может быть, один из самых активных по сосредоточеннос ти процессов в нашей жизни» [2, с. 377]. Для Толстого «неделание» - философия «великого понимания». Гак, мысль и поведение Кутузова, представлявшиеся сначала стран ными, все чаще и чаще находят свое оправдание. До Толстого только один Пушкин с гениальной прозорливостью увидел мудрость кутузов ского «деятельного» неделания. «Один Кутузов,-писал он,-мог предло жить Бородинское сражение, один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты: ибо Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал» [7, с. 485-486]. Пушкин дал точную формулу исторического значения кутузовского «недеяния» - «мудрое деятельное бездействие», отличая его от ничего неделания или фатализма. Толстой как бы продолжил мысль Пушкина, расширил и углубил ее, создавая образ Кутузова. Для Толстого «недея ние» - это философия «великого понимания». Как уже отмечалось, заслуга Кутузова, по Толстому, не в гениально просчитанном стратегическом маневре, а в понимании значения совер шающегося события, в понимании главной «причины всех причин», уп равляющей историческими событиями. Кутузов нутром чувствует «мысль народную», которая является для него «причиной всех причин», он как бы проник и растворился в ней, слился с нею, доверился ей, и это позволяет ему каким-то чутьем увидеть, почувствовать естественный ход событий. И не мешать этому процессу, а быть в нем, внутри этого процесса. Исследуя историю воины с Наполе оном, Толстой приходит к выводу, что эта коренная черта личности русского полководца гораздо важнее иных стратегических планов, в ко торых отразилось своеволие составляющих их военных руководителей. Что делает Кутузов в час погибели наполеоновской армии, когда всю ду кипели мстительные страсти? Кутузов, для которого «погибель францу зов, предвиденная им одним», есть «его душевное, единственное желание», говорит генералам про «золотой мост» для отступающей армии, чтобы ско рее очистить русскую землю от неприятеля. Московский генерал-губерна тор Растопчин называет Кутузова сумасшедшим главнокомандующим, оскорбляющим «русское чувство», и требует «мстительного ответа». Кутузов же понимал, что теперь, когда враг был повержен и каждый из отступающих «желал только одно —отдаться в плен», истребительная 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=