ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
того же «бездействия» со стороны Наполеона. Вступив в поверженную Москву, Наполеон занимается активной военно-политической и прочей деятельностью, но не этого опасался Кутузов, а возможного его «без действия»: «Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее - к Петербургу, на него, в обход его, приду мал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон ста нет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его» [10, т. 12. С. 112]. Но эти случайности не произошли. Тогда одии только Кутузов знал, что их быть не могло, он один «понимал значение совершавшего ся события. Армия Наполеона, по убеждению писателя, «не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла... неизбежные условия гибели» [10, т. 12. С. 114]. Писатель исходит из своей нравственной кон цепции истории. В нашествии нет моральной правоты. Заслуга Кутузова, по Толстому, состояла не в стратегическом ма невре, а в осознанном «неделании». Когда не только генералы, но и сам царь в письме обвиняет главнокомандующего в бездействии и напомина ет, что он «обязан ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы», Кутузов по-прежнему ответил «неделанием». «Он один - тот, который, казалось бы, по своему положению главнокомандующего, должен был быть расположен к наступлению - он один все силы свои употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений» [10, т. 12. С. 70). Обратим внимание на рассуждение самого Кутузова: «Они долж ны понять, что мы только можем проиграть, действуя наступательно. Терпение и время, вот мои воины-богатыри! - думал Кутузов. Он знал, что не надо срывать яблоко, пока оно зелено, испортишь яблоко и дере во, и сам оскомину набьешь». И после выступления Наполеона из Москвы Кутузов употребляет все силы, чтобы противостоять генералам, требующим немедленной ис требительной войны. «Ком снега невозможно растопить мгновенно. Су ществует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег. Из русских военачальников никто, кроме Ку тузова, не понимал этого» [10, т. 12. С. 116-117]. Кутузовское «неделание» осмысливается Толстым вновь, спустя много лет, в его оценке учения Лао-цзы. Образы неспелого яблока, кома снега, использованные Толстым в «Войне и мире» как метафора «неде лания», прямо перекликаются с той аналогией, которую привел писа тель, объясняя суть учения Лао-цзы: «Вроде того,- пишет Толстой,- как не следует делать никаких усилий для того, чтобы выводить птенца 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=