ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

того же «бездействия» со стороны Наполеона. Вступив в поверженную Москву, Наполеон занимается активной военно-политической и прочей деятельностью, но не этого опасался Кутузов, а возможного его «без­ действия»: «Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее - к Петербургу, на него, в обход его, приду­ мал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон ста­ нет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его» [10, т. 12. С. 112]. Но эти случайности не произошли. Тогда одии только Кутузов знал, что их быть не могло, он один «понимал значение совершавшего­ ся события. Армия Наполеона, по убеждению писателя, «не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла... неизбежные условия гибели» [10, т. 12. С. 114]. Писатель исходит из своей нравственной кон­ цепции истории. В нашествии нет моральной правоты. Заслуга Кутузова, по Толстому, состояла не в стратегическом ма­ невре, а в осознанном «неделании». Когда не только генералы, но и сам царь в письме обвиняет главнокомандующего в бездействии и напомина­ ет, что он «обязан ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы», Кутузов по-прежнему ответил «неделанием». «Он один - тот, который, казалось бы, по своему положению главнокомандующего, должен был быть расположен к наступлению - он один все силы свои употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений» [10, т. 12. С. 70). Обратим внимание на рассуждение самого Кутузова: «Они долж­ ны понять, что мы только можем проиграть, действуя наступательно. Терпение и время, вот мои воины-богатыри! - думал Кутузов. Он знал, что не надо срывать яблоко, пока оно зелено, испортишь яблоко и дере­ во, и сам оскомину набьешь». И после выступления Наполеона из Москвы Кутузов употребляет все силы, чтобы противостоять генералам, требующим немедленной ис­ требительной войны. «Ком снега невозможно растопить мгновенно. Су­ ществует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег. Из русских военачальников никто, кроме Ку­ тузова, не понимал этого» [10, т. 12. С. 116-117]. Кутузовское «неделание» осмысливается Толстым вновь, спустя много лет, в его оценке учения Лао-цзы. Образы неспелого яблока, кома снега, использованные Толстым в «Войне и мире» как метафора «неде­ лания», прямо перекликаются с той аналогией, которую привел писа­ тель, объясняя суть учения Лао-цзы: «Вроде того,- пишет Толстой,- как не следует делать никаких усилий для того, чтобы выводить птенца 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=