ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
Е. Д. Мелешко ФИЛОСОФИЯ НЕПРОТИВЛЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО: АРГУМЕНТЫ РАЗУМА И АРГУМЕНТЫ ЖИЗНИ Вопрос о природе и смысле толстовского рационализма остается не до конца проясненным и исследованным. По этому вопросу высказывались весьма различные, порой прямо противоположные точки зрения. С одной стороны, учение Толстого принято относить к чистому рационализму классического типа. «Религиозное мировоззрение Толсто го»,- пишет, например, С. Н. Булгаков, - есть чистый, беспримесный рационализм, как он определился еще в век «просвещения»... И рацио нализм этот неизбежно соединяется с сократическим пониманием мо рали, т. е. с убеждением, что зло происходит вследствие незнания или заблуждения...» [1]. Отсюда, согласно Булгакову, и проистекает враждебность Толстого к идее откровения, а также возможной сверх разумности вероучения. Той же точки зрения придерживается и Вяч. Иванов, усматривая в этическом рационализме Толстого «сократический момент новейшей культуры». При этом Вяч. Иванов особо подчеркивает «иррациональ ность этой рационалистической морали». «Неужели Толстой в самом деле думал, что нужно только взять как следует в толк, что такое добро,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=