ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

ненавидят все существа. Поэтому человек, следующий дао, его не упо­ требляет...» (1, с. 124). Перейдя к последующему абзацу, Толстой вдруг поморщился. Там было сказано: «Войско - орудие несчастья, поэтому благородный (правитель) не стремится использовать его, он применяет его только тог­ да, когда его к этому вынуждают». Толстой возмутился: «Это называется компромисс». Еще губы не высохли, сказал «Войско - орудие несчас­ тья», и уже другое - «когда к этому вынуждают ...» Лао-цзы никак не мо­ жет сказать нечто подобное. Может быть, позднее добавление? Надо выяснить» [3, с. 22-23]. Так или иначе, но Толстой больше к этой фразе не возвращался, он не включил ее ни в одну из своих «народных книг», ни в «Мысли муд­ рых людей на каждый день», ни в «Путь жизни». Кстати, современные китайские исследователи сомневаются в подлинности этой фразы, счи­ тая это погрешностью позднейших интерпретаций. «Победу следует от­ мечать похоронной процессией» - вот это подлинный Лао-цзы. «Никто не сомневается в том, что взаимное вооружение народов приводит к ужасающей резне, к разорению и вырождению всех наро­ дов, порабощенных этим кругом взаимного вооружения. Наконец, никто не сомневается в том, что, если нынешние порядки продолжатся еще несколько десятков лет,- все это приведет к общей катастрофе». Так предупреждал Толстой еще в конце XIX века. Теперь всем стало ясно, третья война - это апокалипсис, конец света. Знают, но... Толстой вместе с Лао-цзы убеждает нас, что настоящее наше нуж­ дается в коренном изменении. Но для того, чтобы перестроиться, необ­ ходима переориентация наших ценностных представлений. Нам следует оглянуться назад, одуматься и осознать себя во вселенной не как центр, а как часть единого целого. У Лао-цзы философская символика воды - смирение. Не покор­ ность, а смирение рад* любви и сострадания к ближнему. Смирение - одно из трех сокровищ дао, два других - это человеколюбие и бе­ режливость. Без любви к людям не возможна подобная проповедь. Из любви к людям родилась великая книга о дао, которую писал Лао- цзы в дни смуть! и народных страданий. «Отвечайте добротой на нена­ висть»,- проповедовал он. Сопоставьте это с христианской проповедью о жертвенной любви к ближнему - не к «близкому», не к «своему», а к врагу и обидчику. «Молитесь за оскорбляющих и гонящих вас»,- призывает Христос. Толстой утверждает: «Сущность учения Лао-цзы есть та же, как и сущ­ ность учения христианского». И поясняет: «Сущность и того, и другого 77

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=