ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

желаниям и произволу. Согласно JTao-цзы, это и есть «делать недеяние», и к пассивности отношения не имеет. Как и все великие открытия, учение Лао-цзы гениально просто. Однако глубина такого подхода к жизни еще не только не осмыслена человечеством, но и подвергается до сих пор сомнению. «Это великая истина, слишком часто забываемая нами,- говорит Толстой- Если бы мы признавали обязательность этого учения, мы понимали, что нельзя начать делать доброе, не перестав делать злое, прямо противоположное этому доброму» [ 10, т. 40. С. 388]. Немногие, к сожалению, знают и помнят в наши дни статью Толс­ того «Неделание», в массовой серии она не издавалась. Между тем Тол­ стой придавал ей огромное значение. Сохранилось восемь редакций рукописи. Поводом для написания этой острополемической статьи по­ служила речь Эмиля Золя в защиту труда и науки, с которой писатель выступил на студенческом банкете. «Неделание» начинается с изложения мысли китайского фило­ софа. «Все бедствия людей, по учению Лаодзы, происходят,- говорит Тол­ стой, - не столько от того, что они не сделали того, что нужно, сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать. И потому люди избавились бы от всех бедствий личных и в особенности общественных, которые пре­ имущественно имеет в виду китайский философ, если бы они соблюдали неделание... И я думаю, что он совершенно прав» [10, т. 29. С. 185]. В своих суждениях о значении труда, о цивилизации Толстой опи­ рается на учение Дао. Лао-цзы вместе с русским писателем как бы вклю­ чился в спор с европейской интеллигенцией конца XIX века. •Выступление Золя не удовлетворило Толстого своей односторон­ ностью: говоря о пользе науки, которая делает «жизнь здоровой, радост­ ной и избавляет людей от бесчисленных мучений», он не обращает должного внимания на оборотную сторону медали. Трудиться? Но над чем? - спрашивает Толстой. «Фабриканты опиума, изобретатели истре­ бительных машин, все военные и прочие люди работают, но совершенно очевидно, что человечество выиграло бы, если бы все эти трудящиеся прекратили свою работу. Человеку необходимо остановиться на мгнове­ ние в своей деятельности, призадуматься и сопоставить требования разу­ ма с тем, что он делает» [10, т. 29. С. 35]. Очень долго мы не внимали этой простой и ясной истине. Человек все меньше созерцает, он все время в действии. В результате во что мы превратились? В безликих муравьев, в винтики, лишенные способности думать, и потому сделались жестокими. И сегодня мы все еще не осозна­ ем всю меру своих заблуждений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=