ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

власти, т. е. ее рассредоточение происходит благодаря тому, что гражда­ не берут на себя ответственность власти, а не так, что власть придержа- щие делятся властью. Продуктивный диалог между гражданскими объединениями и властью в продвинутой форме может вести к тому, что граждане добиваются права участвовать в принятии решения по вопросам, имею­ щим важное общественное значение. Но опять-таки получить такое право могут лишь те, кто действительно отстаивает значимые общест­ венные, гражданские интересы, кто вступает в диалог с властью, воору­ женный всей полнотой информации по интересующему и граждан и власть вопросу, кто имеет по нему проект согласованного и реалисти­ ческого решения. Тогда может действительно произойти соединение, всегда продуктивное, государственных инициатив и гражданского учас­ тия. Понятно, что институционализация последнего требует предвари­ тельных, идущих снизу, законодательных инициатив, направленных на легитимацию участия, граждан (в качестве независимых экспертов, представителей общественных организаций или различных сообществ) в различных общественно-политических процессах. Одна из идеологем демократического общества заключается в пред­ ставлении, что это общество активных лояльных граждан, поддержи­ вающих существующую политическую систему, имеющих право и политические средства влиять на ее функционирование и принятие политических решений. В целом эта идеологема, безусловно, отражает реальность. Однако одно дело, что граждане имеют право реальным участием воздействовать на политические процессы в обществе, и др\ - гое - в какой мере они желают воспользоваться этим правом и, что более существенно, чувствуют себя компетентными им пользоваться. И как показывает опыт западных обществ, большинство граждан лишь довольствуется сознанием своей принципиальной возможности воздей­ ствовать на политические решения, но мало кто действительно стремит­ ся оказывать такое воздействие [12]. Одной из форм гражданского участия является неповиновение. Тема неповиновения как проблема политического дискурса оказалась актуализированной во многом благодаря успешному опыту ненасильст­ венных движений против явно несправедливых и недемократических политических систем [13] Однако правовая и нравственная напряжен­ ность гражданского неповиновения в полной мере обнаруживается в контексте демократически организованного гражданского общества - в ситуации конфликта разного рода обязанностей гражданина: между обязанностью участия в политическом процессе и нравственной 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=