ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
доступной каждому форме, имеющей отдельные, законом определенные ограничения, принцип участия отражен в праве голоса. Но если проследить далее, каким образом граждане могут активно (а не только посредст вом выборов) участвовать в политическом процессе, т. е. оказывать влияние на принятие решений, то станет очевидным, что участие опосре довано конституционно зафиксированной и гарантированной правовы ми институтами общества возможностью высказывать публично свою позицию, объединяться с единомышленниками для обмена мнениями, для пропаганды своих взглядов и для оказания организованного влияния на органы управления и власти, пытаться стать кандидатом на выбор ные властные должности и быть выбранным. Для полноты осуществле ния гражданами этой возможности они имеют право на получение информации относительно состояния дел по тем общественным пробле мам, которые представляют для них обоснованный интерес. Таким образом, под гражданским участием понимается любое пра вомочное и не обусловленное соображениями административно-госу дарственного, корпоративного или авторитарно-кланового подчинения начинание, направленное на изменение общественных отношений. Имея в виду природу гражданского общества, можно сказать, что предмет гражданского участия в принципе не ограничен. Гражданское участие может осуществляться по поводу социально-политических, экономичес ких, культурных, образовательно-просветительских или спортивных проблем. В том или другом конкретном случае они могут стимулировать ся утилитарными и даже честолюбивыми мотивами, но их действитель ное значение определяется тем, что они сориентированы на общее благо, от их осуществления зависят общие интересы. В посттоталитарных обществах гражданское участие восприни мается как один из путей к политическому, социально-экономическому и культурному плюрализму, к самоуправлению. Однако в обществах развитой демократии проблема гражданского участия также рассматри вается как насущная и актуальная проблема. С развитием гражданского участия связывается преодоление тех трудностей, которые переживает система представительной демократии, далеко не всегда гарантирую щая реализуемость фундаментальных принципов демократии, а именно, индивидуальной свободы и политического самоуправления. Как пока зывает опыт разнообразных гражданских инициатив (например, в сфе ре защиты окружающей среды), посредством гражданского участия может компенсироваться неэффективность системы представительства в обеспечении реализации общих интересов, равенства граждан и их до ступа к влиянию на политический процесс. В любом случае разделение 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=