ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

доступной каждому форме, имеющей отдельные, законом определенные ограничения, принцип участия отражен в праве голоса. Но если проследить далее, каким образом граждане могут активно (а не только посредст­ вом выборов) участвовать в политическом процессе, т. е. оказывать влияние на принятие решений, то станет очевидным, что участие опосре­ довано конституционно зафиксированной и гарантированной правовы­ ми институтами общества возможностью высказывать публично свою позицию, объединяться с единомышленниками для обмена мнениями, для пропаганды своих взглядов и для оказания организованного влияния на органы управления и власти, пытаться стать кандидатом на выбор­ ные властные должности и быть выбранным. Для полноты осуществле­ ния гражданами этой возможности они имеют право на получение информации относительно состояния дел по тем общественным пробле­ мам, которые представляют для них обоснованный интерес. Таким образом, под гражданским участием понимается любое пра­ вомочное и не обусловленное соображениями административно-госу­ дарственного, корпоративного или авторитарно-кланового подчинения начинание, направленное на изменение общественных отношений. Имея в виду природу гражданского общества, можно сказать, что предмет гражданского участия в принципе не ограничен. Гражданское участие может осуществляться по поводу социально-политических, экономичес­ ких, культурных, образовательно-просветительских или спортивных проблем. В том или другом конкретном случае они могут стимулировать­ ся утилитарными и даже честолюбивыми мотивами, но их действитель­ ное значение определяется тем, что они сориентированы на общее благо, от их осуществления зависят общие интересы. В посттоталитарных обществах гражданское участие восприни­ мается как один из путей к политическому, социально-экономическому и культурному плюрализму, к самоуправлению. Однако в обществах развитой демократии проблема гражданского участия также рассматри­ вается как насущная и актуальная проблема. С развитием гражданского участия связывается преодоление тех трудностей, которые переживает система представительной демократии, далеко не всегда гарантирую­ щая реализуемость фундаментальных принципов демократии, а именно, индивидуальной свободы и политического самоуправления. Как пока­ зывает опыт разнообразных гражданских инициатив (например, в сфе­ ре защиты окружающей среды), посредством гражданского участия может компенсироваться неэффективность системы представительства в обеспечении реализации общих интересов, равенства граждан и их до­ ступа к влиянию на политический процесс. В любом случае разделение 66

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=