ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
разрешения государства на получение гражданства; государствоже вправе отказать без объяснения действительных причин отказа. Эта метафора приобретает некоторый смысл, если представить, что договор заключают граждане и правители на период между выборами. Однако и это не так, поскольку сам «договор» оказывается не подлежа щим расторжению и, следовательно, не-договором. Собственно говоря, граждане реализуют свое гражданство, то есть статус членства в гражданском обществе, через независимое, актив ное и ответственное участие в общественном процессе - через включение граждан в управление обществом и государством. Возможность граж дан воздействовать на политические процессы в обществе и полнопра вие граждан являются двумя сторонами одной медали. Гражданское участие - это не событие и не процедура. Это - один из приоритетов гражданского общества, во всяком случае такого, которое построено на началах конституционной демократии. Идея гражданского участия предполагает включение или вовлече ние управляемых в управление —управление общественными делами, а также, насколько это возможно, государственными делами. По сути дела, речь здесь идет о децентрализации и распределении полити ческой власти. Идея гражданского участия - одна из основополагаю щих в концепции демократии. Можно сказать, она знаменует переход от классической либеральной концепции «минимума государства» к основанному на принципе плюрализма обществу благосостояния. Этот переход, по-видимому, явился ключевой структурной предпосыл кой развития широкого и разнообразного гражданского участия в запад ных демократическх странах. Возможно, это связано с тем, что в обществе благосостояния граждане оказываются более зависимыми от государст ва и более готовыми к активным политическим действиям в ответ на неспособность государства предоставлять ожидаемые услуги. В разви том гражданском обществе эти действия по необходимости носят коллек тивный характер: воздействие на государство оказывается эффективным, если опосредовано акциями профессиональных союзов, групп интере сов и групп гражданского действия, политических партий. Вместе с тем, наоборот, формирование в середине XX столетия на базе гражданского общества современной демократической модели политического управления можно рассматривать как результат полити ческой активности граждан на всех уровнях общества. Одним из наибо лее значительных примеров такого рода было движение за гражданское равноправие в США в 60-е годы, фактически положившее конец системе «структурного», т. е. институционально закрепленного расизма. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=