ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

разрешения государства на получение гражданства; государствоже вправе отказать без объяснения действительных причин отказа. Эта метафора приобретает некоторый смысл, если представить, что договор заключают граждане и правители на период между выборами. Однако и это не так, поскольку сам «договор» оказывается не подлежа­ щим расторжению и, следовательно, не-договором. Собственно говоря, граждане реализуют свое гражданство, то есть статус членства в гражданском обществе, через независимое, актив­ ное и ответственное участие в общественном процессе - через включение граждан в управление обществом и государством. Возможность граж­ дан воздействовать на политические процессы в обществе и полнопра­ вие граждан являются двумя сторонами одной медали. Гражданское участие - это не событие и не процедура. Это - один из приоритетов гражданского общества, во всяком случае такого, которое построено на началах конституционной демократии. Идея гражданского участия предполагает включение или вовлече­ ние управляемых в управление —управление общественными делами, а также, насколько это возможно, государственными делами. По сути дела, речь здесь идет о децентрализации и распределении полити­ ческой власти. Идея гражданского участия - одна из основополагаю­ щих в концепции демократии. Можно сказать, она знаменует переход от классической либеральной концепции «минимума государства» к основанному на принципе плюрализма обществу благосостояния. Этот переход, по-видимому, явился ключевой структурной предпосыл­ кой развития широкого и разнообразного гражданского участия в запад­ ных демократическх странах. Возможно, это связано с тем, что в обществе благосостояния граждане оказываются более зависимыми от государст­ ва и более готовыми к активным политическим действиям в ответ на неспособность государства предоставлять ожидаемые услуги. В разви­ том гражданском обществе эти действия по необходимости носят коллек­ тивный характер: воздействие на государство оказывается эффективным, если опосредовано акциями профессиональных союзов, групп интере­ сов и групп гражданского действия, политических партий. Вместе с тем, наоборот, формирование в середине XX столетия на базе гражданского общества современной демократической модели политического управления можно рассматривать как результат полити­ ческой активности граждан на всех уровнях общества. Одним из наибо­ лее значительных примеров такого рода было движение за гражданское равноправие в США в 60-е годы, фактически положившее конец системе «структурного», т. е. институционально закрепленного расизма. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=