ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

соглашения, власть в гражданском обществе невозможна. Как на театраль­ ной сцене короля играют актеры в роли придворных, так и власть реали­ зуется в признании власти со стороны граждан. Только в этом смысле государственные отношения строятся по договорной схеме. Когда говорят о договоре на примере конституции или какого-либо иного полити­ ческого документа, то предполагается соглашение, как бы достигаемое между государством и народом, организованном в сообщество. И тем самым принимается во внимание, что в процессе становления граждан­ ского общества происходит переход от статусных взаимоотношений к «договорным» - люди вступают в соглашения и выполняют их даже если это никак не соотносится с ритуально оформленными позициями в обществе или принадлежностью к той или иной общественной груп­ пе. «Общественный договор» - это концептуальная схема устроения об­ щества: члены общества как бы делегируют часть своих прав (и свобод) государству (государственным институтам), получая взамен гарантии безопасности и порядка. Это устроение общества закрепляется в кон­ ституции, в которой оговариваются права граждан и их обязанности (т. е. ограничения их прав), с одной стороны, и обязанности органов го­ сударственной власти, с другой. «Общественный договор» - это вебе­ ровский «идеальный тип», в котором отразилась реальная практика различных социальных (экономических, политических, образователь­ ных и т. д.) предприятий (проектов), действительно опосредствованная соглашениями и юридически оформленными договорами между раз­ личными социальными субъектами, соглашающимися и договарива­ ющимися в них участвовать. Эффективность управленческих процессов в гражданском обществе определяется тем, в какой степени оно стало сферой социального партнерства, в какой степени граждане идентифи­ цируют себя с органами управления и готовы в меру своей компетенции разделить ответственность власти. Строго же говоря, выражение «общественный договор», прило­ женное к государственным отношениям, конечно, представляет собой метафору. Это так не только потому, что исторически и актуально граж­ дане на заключают между собой договора. Это так еще и потому, что, по существу, отношения между государством и гражданами не могут строиться по типу договора. Договор предполагает изначальную свободу лиц, его заключающих и имеющих право его расторгнуть [10]. Но граж­ дане не могут по своей воле отделиться от государства (иначе как перестав быть гражданами). Так же иностранцы, чтобы стать гражда­ нами данного государства, не заключат с ним договор, а испрашивают 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=