ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
общества несет в себе, таким образом, и строгую императивность: члены общества реализуют свое гражданство, свои гражданские права, будучи активными гражданами. Гражданское общество плюралистично. Плюралистично идеологи чески, поскольку оно не знает господствующей, то есть властью и зако ном поддерживаемой идеологии. Плюралистично экономически, поскольку различные формы собственности и свобода каждого гражда нина от властного давления в выборе поприща представляют собой реальную основу для разнообразия форм общественного самоосущест- зления человека. Гражданское общество плюралистично и в сфере поли тики [8]. Государственная власть здесь может быть централизованной. И она централизованна в той мере, в какой это необходимо для под держания эффективности экономики и стабильности общества. Однако политическая власть в целом может быть распределена между различны ми институтами общества. В широком смысле слова власть представляет собой волю и способность принимать политические решения или ока зывать влияние на их принятие, формировать и направлять обществен ные процессы. В развитом демократическом обществе власть перестает быть прерогативой только государства (в лице его центральных, ре гиональных и местных органов) [9]. Возможностью влиять на прави тельство могут обладать граждане (как индивиды, так и организованные в ассоциации), различные экономические группы, конфессиональные и культурные организации. Наивно было бы полагать, что государство выступает как равно правный партнер гражданского общества. Государственная власть как таковая всегда есть инструмент организации общественной жизни по средством иерархии и принуждения. Это одна из ипостасей власти: за ставлять людей что-то делать по принуждению, т. е. против своей воли. Однако важно, чтобы власть была подконтрольна. Механизмы кон троля, или ограничения власти, обеспечиваются демократией. В демо кратическом обществе неравенство, исходящее от любой власти, компенсируется системой прав и свобод, которые, в конечном счете, и представляют собой предел государственной власти. Иной аспект властной системы заключается в том, что власть при знается подвластными: люди должны признавать те решения, которые принимает и реализует власть. Строго говоря, демократическое общест во покоится на «презумпции согласия» - согласия между граждана ми и государством, закрепленного конституцией, и согласия между социальными группами о мире как единственно возможном условии выживания и существования общества. Иначе, т. е. без предполагаемого 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=