ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
стремится обустроить общественный правопорядок вне автономии и по литических свобод, иными словами, правопорядок без гражданства. И с другой стороны, общество, в котором утвердился такой правопоря док, формирует людей, не знающих прав и не способных к свободному гражданскому самоосуществлению, лишенных гражданского самосозна ния. Предоставление таким людям в одночасье прав и свобод в полном объеме непосредственно оборачивается массовым проявлением произ вола - беспорядком. Такова участь непродуманной либерализации в любом посттоталитарном обществе; люди, десятилетиями лишенные права на самоопределение, не могут самим фактом внешнего освобожде ния стать гражданами. Гражданство обретается в самоосвобождении. Гражданское общество образуется соединением и правоупорядо ченным согласованием различных форм автономной и самодеятельной активности людей, в которой они обнаруживают себя в своей суверен ности, иными словами, как граждане. Вопрос о гражданском обществе - это, в конечном счете, вопрос о том, как люди становятся гражданами. Гражданство - это строго правовое понятие. Морализаторские или по литизированные концепции, привносящие в понятие гражданства определения социального статуса, политической активности или ответ ственности, не соответствуют самой идее гражданства, а в конечном счете - разрушительны для нее. Так, мнение о том, что гражданином может быть человек владею щий собственностью или рабочей силой, понятно по своему идейному пафосу: тем самым проводится мысль о необходимости утверждения и гарантирования частной собственности; понятна и его философско- историческая подоплека: исторически политико-правовой институт гражданства опирался на институт собственности, на относительно развитую систему отношений обмена, организованных в рынке. Но при понимании гражданина как собственника происходит смешение понятия гражданина и понятия индивида как субъекта прав. Идея гражданства предполагает, что все члены общества, за исключением лиц, по закону лишенных прав, являются (признаются) гражданами независимо от своего социально-экономического или образовательного статуса и независимо от того, насколько полно они реализуют или же лают реализовывать себя как граждане. Понятие гражданства не следует смешивать с понятием активно го и ответственного гражданства. Другое дело, что в полной мере демократическая легитимация политических институтов общества происходит в процессе прямого участия граждан в их деятельности или действенного контроля за их деятельностью. Идея гражданского 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=