ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

государству, а значит, воздействовать на государство. Причем воздей- стовать также и посредством партий. Политические партии ведь тоже бывают разными. Существуют и такие, которые, на что обратил внимание А. Арато, «ведут себя как общественные движения и стремятся, на­ пример, воплотить антибюрократическую логику, логику прямой де­ мократии» [7]. Например, из экологического движения во многих европейских странах возникли «партии зеленых», представители кото­ рых баллотировались в парламенты и - в особенности в 80-е годы - наби­ рали на удивление много голосов избирателей. Но делегируя во власть своих представителей, гражданское общество не перестает выступать противовесом этой власти, пусть и обновленной. Известны случаи, когда депутаты парламента, причем именно как депутаты, а не члены каких-то общественных организаций, принимают участие в гражданских акциях - демонстрациях, гражданском неповиновении, голодовках. И наоборот, общественные организации или их отдельные члены в увле­ чении политикой или из корысти могут вступать в зависимые отно­ шения с государственными структурами, становиться проводником государственной политики (формально и институционально оставаясь в рамках гражданской сферы). Вот с этой точки зрения, элементы гражданской сферы как пространства проявления гражданской позиции и осуществления граж­ данского действия существовали и в СССР, равно как и в других автори­ тарных странах, будь то в Восточной Европе, или в Латинской Америке, или в Африке. То, что сегодня принято упоминать как «споры на кухне», т . с. непубличные дискуссии (но тем не менее дискуссии), а также вездесущий политический анекдот, авторская песня, действи­ тельно ставшая движением, представляли собой рудименты неформа­ лизованного и неинституционализированного гражданского общества, Но только в том частном плане, посредством которого гражданствен­ ность проявляется также и в личной независимости, и во внутренней неподотчетности государству. Строго говоря, не в личной независимости, а в,автономии проявля­ ется гражданственность. Исторически развитие гражданского общества было опосредовано формированием самостоятельного и правомочно­ го индивидуального субъекта социальной жизни. Автономия человека становится критерием оценки общественных процессов. В гражданско- правовом плане автономия личности является одним из существенных воплощений ее суверенности, предпосылкой ее действительной граж­ данской самостоятельности. Напротив, авторитарное сознание не тер­ пит самостоятельности и, склонное к деспотизму или корпоративизму, 60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=