ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

чувство меры. Для него культура каждого народа была священной, как священной была для него каждая жизнь человеческая. Обвинителям Толстого можно было бы противопоставить другую точку зрения на события XX века: трагедия наций и человечества в це­ лом кроется не в пассивности, а в агрессивности людей, в культе насилия, в бездуховности и нежелании прислушаться к голосу совести. Не потому ли и сегодня все реформы и перестройки не приносят счастья человеку, что человек давно уже превращен в средство достижения цели, он не сама цель, а, к сожалению, лишь средство, и потому можно распоряжаться как угодно его жизнью. Против такого взгляда на человека и отношение к нему протестовал Толстой. Идея непротивления злу насилием призва­ на была защитить духовность человека, стать нитью Ариадны, идеалом на пути общения с миром и людьми. Будучи национальным гением, Толстой менее всего бил себя в грудь и кричал, что он русский. И в то же время он им был. Вспомним страдания Толстого при виде нищеты и униженности простого русского человека. Сколько искалеченных судеб простых лю­ дей прошло через его произведения, сколько было сказано им слов в за­ щиту мужицкого мира. Видел он одурение в народе от водки, табака, мелких страстей, «фальшивых купонов». Но в его произведениях ря­ дом с властью тьмы горел свет веры в неистребимость таланта народа, в его великое предназначение. Толстого возмущали те политики, которые забывали, что «условия, в которых находится русский народ, совершен­ но иные, чем те, в которых находятся теперь западные народы». И в связи с этим он вопрошал: «...не навеки же обречены русские люди подражать Европе, но должно же наступить и для русского народа совершенноле­ тие, когда он может думать своим умом и поступать сообразно с своими условиями и свойствами». Каждому человеку и каждому народу найдется место в этой жизни - были бы мир и согласие. Мир - это единение и гармония всех и вся. И путь достижения «вечного мира» лежит через закон любви, который отрицает закон насилия. Непротивление злу насилием - это некий нравственный идеал, кото­ рый должен быть вложен в сердце каждого человека, это уважение одного человека к другому, это отыскание способа ответить на зло силой добра, это единение отдельного человека с народом и человечеством. Духовные искания Толстого - лучшее подтверждение справедли­ вости этих мыслей. В нем, как и в Пушкине, была всемирная отзыв­ чивость. Листая страницы этой книги, читатель может в этом легко убедиться. Душа Толстого вбирала в себя и таинственный, величест­ 6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=