ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Иногда высказывается мнение, что при отсутствии в СССР граж­ данского общества в цивилизованном понимании этого слова его роль выполняла интеллигенция (точнее, самостоятельно и критически мысля­ щие круги общества), а ее скрытую интеллектуальную оппозицию пра­ вящему режиму в 60-80-е гг. можно рассматривать как своего рода противовес государственно-политической системе [4]. Эту функцию ком­ пенсатора гражданского общества в полном смысле этого слова не­ верно было бы усматривать даже в активной и самоотверженной деятельности участников правозащитного, шире, диссидентского движе­ ния, которое как таковое, несомненно, складывалось из гражданских ини­ циатив и акций чрезвычайно мужественных людей [5]. И дело не в том, что гражданское общество, как было сказано, представляет собой систе­ му общественных институтов, статус которых так или иначе зафикси­ рован в праве, а инакомыслие, даже выраженное в действии, в том числе в периодических изданиях, освещающих властное преследова­ ние инакомыслия, не может рассматриваться в качестве общественного института. Инакомыслие было, по существу, единственной формой не­ подотчетного (нецензурированного) гражданского самовыражения и, в конечном счете, лишь подчеркивало идеологический и институ­ циональный монополизм коммунистического режима. В советском обществе подпольно сохранялись и время от времени появлялись в рудиментарных и заместительных формах некоторые элементы гражданского общества. Легальная и нелегальная («теневая») частная производственная и сервисная деятельность, культурная, рели­ гиозная и находящаяся на стыке этих последних интеллектуальная активность могли бы рассматриваться в качестве таких элементов. Очевидно, что эти элементы были разрозненны. Даже в своих легаль­ ных формах они не имели адекватной правовой базы. Иными словами, они не признавались законом как выражение социальной автономии самоорганизующихся граждан и сплошь и рядом преследовались в уголовном порядке. Это и понятно: тоталитарное государство не может признать право­ мочной самодеятельную активность граждан. Тоталитарное государство покоится не на самодеятельности, а на послушности и исполнительнос­ ти населения. В тоталитарном государстве только власть и приобщен­ ность к ней могут быть гарантией значимого общественного положения и легального хорошего заработка. Природой тоталитарного государства и возможностями власть придержащих в нем можно объяснить то, что пост-советская приватизация в значительной степени обернулась приватизацией в интересах бывшей и новой номенклатуры. Наследст­ 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=