ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

сосуществовании при условии, что буржуазия отказывалась от абсолют­ ных претензий на политическую власть, а аристократия признавала право нового класса на свободу экономической, шире, частной деятель­ ности, в частности в экономической сфере [1]. Все вместе признавали право каждого, тем более представителей религиозных меньшинств, на свободу вероисповедания, шире, свободу совести. Гражданское общество следует отличать от других исторически известных типов общества, в которых власть государства имеет в качест­ ве своего противовеса автономию общин, кланов, корпораций. Таковы, к примеру, античные республики, средневековые монархии или торго­ вые города-государства, а также восточные деспотии (самим своим устройством предполагавшие хозяйственную и локально-администра­ тивную самостоятельность сельских, ремесленных, торговых общин). Гражданское общество оформляется как система гражданских прав и свобод, а его развитие может быть представлено как история борьбы за их сохранение, расширение и институциональное закрепление. Таким образом, в силу исторически определенного стечения обстоя­ тельств сложилась модель общества, которая ознаменовала новоевро­ пейский поворот и предопределила развитие европейской цивилизации. Принятие идеи гражданского общества в качестве лозунга демократи­ ческих движений, оппозиционных (какие бы конкретные формы они ни принимали) авторитарно-социалистическим партийным государст­ вам в странах Центрально-Восточной Европы, на рубеже 90-х годов пере­ росших там в прямо антикомунистические, а в СССР возникших как тако­ вые, - отражало сокровенные упования народов этих стран: одних - на воз­ вращение в европейскую цивилизацию, других - на приобщение к ней [2]. От Гегеля, а затем и Маркса идет традиция понимания граждан­ ского общества как того, чем является общество за вычетом политики, или как сферы негосударственных и неполитических отношений об­ щества. При таком подходе фиксируется существенная для гражданско­ го общества черта: независимость экономики от политики. (В марксизме это качество общества, сложившегося в конкретных обстоятельствах но­ воевропейской истории, было обобщено до положения об определяю­ щей роли экономики - «экономического базиса общества» - и развито в учении об отмирании государства, на практике обернувшегося ого­ сударствлением всего общества.) Либерально-демократическая же традиция трактовки гражданско­ го общества существенно иная. Гражданское общество - это тот срез общественной жизни, который задается деятельностью и отноше­ ниями людей как суверенных, инициативных и самоорганизующихся 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=