ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Цель государства в том, чтобы установить порядок, такой же. какой бы был среди людей, если бы все были руководимы справедливостью. Но если бы государство и достигло своей цели, то все-таки была бы не только разница, но полная противоположность между внешней справедливостью, достигнутой государством, и тем состоянием, в котором были бы люди, руководимые желанием справедливости. В обществе, руководимом желанием справедливости, никто не хотел бы творить несправедливость: в самом же лучшем государственном устройстве было бы так, что ник-го не хотел бы терпеть несправедливость. Так что одна и та же цель достигается двумя противоположными средствами. Так хищный зверь в наморднике столь же безвреден, как и травоядное. Дальше же этого предела государство не может идти: государство не может даже дать нам понятия о том, какая бы стала жизнь людей при взаимной благо­ желательности их между собой. Л. И. Толстой. Путь жизни Выражение «гражданское общество» наряду с некоторыми другими словами - «свобода», «демократия», «правовое государство», «рынок» - оказалось одним из ведущих политических лозунгов в попытках пре­ ображения советского общества на рубеже 90-х годов. Однако с ростом ощущения муляжности демократических реформ и с дискредитацией демократической идеологии и лексики к середине девяностых это выра­ жение как будто теряет ассоциации с демократической фразеологией и тем самым сохраняет свою привлекательность - как менее радикальное и более толерантное, чем «демократия». Такая утилизация старого фило­ софско-политического понятия лишь подчер- кивала его задействован- ность в идейных противостояниях: коммунизму, этно-патриотизму, властвующему бюрократизму, радикальному этатизму и т. д. Что такое гражданское общество в самом общем понимании и в контексте современных идейных полемик? Во-первых, необходимо элементарное уточнение: понятие «гражданское общество» не уклады­ вается в понятийный ряд политологии: «демократическое общество», 54

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=