ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

кого гуманизма, чем в расхожем тезисе «цель оправдывает средства». Как пшеничный колос может вырасти только из пшеничного зерна, так путь к добру лежит только через добро. Применительно к нашей теме это означает, что через насилие нельзя прийти к обществу без насилия. Аморальные средства не могут вести к морали так же, как богохульст­ во не может приблизить к Богу. Субъектное единство целей и средств состоит в том, что они не должны расходиться в пространстве и времени так сильно, когда но­ сителями целей выступают одни индивиды, а носителями средств - дру­ гие. Только тогда, когда одни и те же индивиды, выступая в роли средств, являются одновременно и целями, можно говорить о гуманис­ тической мере их соотношения. Об этом - вторая формулировка катего­ рического императива Канта, отождествляющая человечность с таким отношением к себе и другим, когда никто не низводится до уровня средств, а выступает одновременно в качестве цели. Субъектное единст­ во целей и средств очевидным образом нарушается в ситуации наси­ лия, где одни силой подчиняют себе других. Таким образом, насилие не может получить нравственной санкции даже в порядке исключения. Нет таких ситуаций и аргументов, которые позволяли бы считать насилие благом. Оно не может быть выводом силлогизма, общей посылкой которого является тезис о самоценности человеческой личности и взаимности межчеловеческих отношений. Примечания 1. Гегель. Философия права.§ 91. М., 1990. С. 141. 2. Там же. § 93. С. 142. 3. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В90 т. Т. 37. С. 76. 4. Там же. Т. 28. С. 190-191. 5 Ганди М. Сатьяграха // Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. С. 168. 6 См.: Оссовская М. О некоторых изменениях в этике борьбы // М. Оссовская. Рыцарь и буржуа. М., 1987. С. 490-511. 7 См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избран­ ные произведения. М., 1990. С. 645. 8 Маркс К. Капитал. Т. 1, гл. XXIV, § 6. С. 761. 9 Вопрос о том, остается ли моральное благо благом тогда, когда оно оборачивается исторической катастрофой с огромными жертвами, требует отдельного специального рассмотрения, и пока этика еще не вы­ работала категориального аппарата для его конкретного исследования. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=