ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

своему, высказывают свои, как правило иные, ценностные предпочтения; это до такой степени верно, что собственный нравственный взгляд на мир, как и способность самостоятельно принимать ответственные решения, является решающим признаком взрослости, зрелости. Оба предложенных аргумента имеют между собой нечто общее: в них насилие рассматривается в качестве вынужденного средства и оп­ равдывается целью, будущим благом. Однако в данном случае формула «цель оправдывает средства» не действует, так как средство (насилие) не ведет к цели, если под целью понимать общество без насилия. Формула «цель оправдывает средства» предполагает, что средства автономны по отношению к цели и одни и те же средства могут приме­ няться для разных целей (ядом можно убить человека, и им же можно воспользоваться в лечебных целях). Кроме того, средства и цели разве­ дены во времени: первые предшествуют вторым и могут быть оправда­ ны как временные трудности пути, которые перекрываются выгодой конечного результата (к примеру, неудобства, связанные с ремонтом квартиры, снимаются и оправдываются тем, что после этого квартира становится более комфортабельной, чем раньше). В логике предметной деятельности цель действительно оправдыва­ ет средства в тех случаях, когда благо конкретной цели недостижимо иначе, как через посредство зла конкретных средств и когда первое на­ много превышает второе. Однако такой способ рассуждения не приме­ ним в морали. Если бы мораль была такой же целью, как прочие, то, видимо, она бы вполне могла оправдать любые, в том числе амораль­ ные, средства, которые ведут к ней. Мораль такой целью не является. Если ее и можно считать целью, то целью особого рода - высшей, послед­ ней целью, целью целей. Она является целью в качестве ценности, некой идеальной точки отсчета всех других целей, условия их возможности. По отношению к морали теряет значение само различие цели и средств. В перспективе морали все прочие цели есть не более чем средства. Если уж применять к морали эти термины, то следовало бы говорить не о том, что цель оправдывает средства, а о том, что цель присутствует в средствах, в известном смысле сама является средством. Единство целей и средств - такова нравственно-гуманистическая формула их соотношения. Речь может идти о двояком единстве: содержательном и субъективном. Содержательное единство выражается в том, что нравственное ка­ чество целей материализуется в средствах. Именно средства выявляют действительный, а не прокламируемый нравственный смысл целей. Во вся­ ком случае, в утверждении, согласно которому средства оправдывают цель, заключено значительно больше теоретических гарантий практичес­ 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=